Какой для предприятий существует порядок реорганизации и ликвидации?
Тяжелые экономические условия, внешние факторы и внутренняя структура предприятия или учреждения приводят к тому, что происходит реорганизация или ликвидация юридического лица. Законодательные нормативные документы прописывают всю процедуру и определяют каждый шаг руководства в этом процессе.
Реорганизация проводится для изменения правого статуса предприятия, порядок ликвидации проходит по двум причинам:
- по желанию учредителей или органа на то им уполномоченного;
- по решению суда и государственных органов.
Реорганизация подразделяется на несколько видов
Виды реорганизации юридического лица:
- Объединение нескольких мелких предприятий и создание единой компании.
- Поглощение одной более крупной компанией более мелких (одной и более).
- Учреждение разделяется на несколько мелких предприятий, а само прекращает свое существование.
- Отделение, когда выделяется структурное подразделение и на его базе создается отдельное юридическое лицо, а старое продолжает функционировать независимо от первого. Такая схема применяется при создании филиала.
- Смена правовой формы, учреждение изменяет свой правовой статус.
Порядок проведения реорганизации и ликвидации
Добровольная реорганизация производится собственниками или уполномоченными органами, если их права на такие действия предусмотрены в учредительных документах.
Они могут производить разделение или выделение из конкретной организации одного или нескольких структурных подразделений с созданием отдельных юридических лиц. Такие действия могут проводить и органы государственной власти или суд.
Принудительное разделение может производиться по решению суда с инициативной подачи антимонопольного комитета.
Порядок изменения правового статуса предусматривает создание передаточного акта и разделительного баланса, которые в обязательном порядке должны содержать информацию о вопросах правопреемства, данные о кредиторах и дебиторах, даже те обязательства, которые еще не подтверждены обеими сторонами. Эти два документа готовятся только после поведения полной инвентаризации, которая показывает адекватную картину об активах предприятия, его имуществе и банковских счетах.
Подготовленные акты и баланс рассматриваются учредителями или представителями того органа, который принял решение о реорганизации и вместе с первоначальными уставными документами передает их в орган регистрации для внесения данных о вновь создаваемых юридических лицах.
Реорганизация и ликвидация юридического лица предусматривает порядок защиты прочих законных интересов контрагентами (дебиторами и кредиторами).
В процессе слияния, присоединения или трансформации реорганизованного предприятия его обязательства и права распределяются и передаются на основании передаточного баланса, при разделе и выделении отдельного лица – на основании разделительного баланса. Эти документы утверждаются либо учредителями, либо органом, который принял решение о проведении таких действий.Балансы вместе с уставными документами вновь создаваемого юридического лица подаются в орган регистрации и вносятся соответствующие записи в учредительные документы нового предприятия. При нарушении таких требований госорган может отказать в регистрации.
Кредиторы, извещенные о ликвидационных мерах, могут требовать досрочного исполнения обязательств и полного возмещения всех убытков, которые ему причинены подобными действиями.
В случае невозможности разделить обязательства и определить правопреемника, вновь созданные юридические лица отвечают солидарно по всем обязательствам ликвидированного предприятия.
Как проходит ликвидация учреждения
Процесс ликвидации и реорганизация предприятия – очень распространенное явление в последнее время. Большинство бизнесменов все чаще сталкивается с такой процедурой. Владельцы бизнеса знают о ней или из личного опыта, или по опыту своих партнеров по бизнесу.
Так же, как и реорганизация, ликвидация может протекать по двум сценариям:
- добровольно;
- принудительно.
Процесс и этапы добровольной ликвидации предусмотрены в ГК РФ ст. 61.
Ликвидационный процесс протекает в соответствии с нормативной базой, выделяют несколько этапов:
- принимается решение собственников ликвидируемого предприятия;
- утверждается порядок ликвидации;
- утверждается состав ликвидационной комиссии.
Для такого решения может быть множество причин:
- ликвидируемое предприятие уже выполнило ту цель, ради которой создавалось;
- истекает срок его действия, предусмотренный в уставных документах;
- личное решение и мнение учредителей.
В зависимости от формы организации различают некоторые особенности реорганизации, но процедура для всех одинакова и прописана в законодательных актах, в частности ГК РФ.
Ряд особенностей имеется в зависимости от различных правовых статусов, например, для ООО необходимо единогласное решение всех учредителей и нет права даже в учредительных документах предусмотреть иные правила.
В случае с ОАО необходимо, чтобы за ликвидацию проголосовало не менее ¾ от общего количества акционеров. Для этой организационно-правовой формы можно прописать в уставных документах иное количество голосующих.
Деятельность кооперативов прекращается только по решению их членов, для унитарных достаточно только решения собственников их имущества.
Законодательство исключило добровольную ликвидацию фондов – для них порядок реорганизации и ликвидация имеет свои особенности, необходимо решение судебного органа.
После принятия решения об изменении правовой формы предприятия в течение 3-х дней следует сообщить в налоговую инспекцию по месту регистрации организации, информация должна быть подана по установленной форме. В случае нарушения положенного срока на ликвидируемое предприятие налагается админштраф в размере 50 МРОТ.
Все уведомления и извещения, которые в дальнейшем будут направляться в налоговую инспекцию, могут направляться туда почтой или подаваться с копией, на которой можно поставить отметку о принятии. На основании таких извещений делаются записи в Единый государственный реестр, что предприятие находится в стадии ликвидации. Поэтому перед заключением сделок следует запрашивать обновленные выписки из Реестра с целью выяснить правоспособность данного контрагента.
После внесения в реестр изменений организация уже не может создавать филиалы, выступать учредителем других предприятий, не могут вноситься изменения в основные документы.
При назначении ликвидационной комиссии утверждается управляющий, именно он теперь может представляться от имени ликвидируемого предприятия. В госреестре совершается соответствующая запись и выдается свидетельство, в котором указывается полное ФИО назначенного управляющего.
Извещаются третьи лица путем размещения информации в СМИ и сообщается срок, в течение которого принимаются претензии кредиторов.
Кроме стандартных средств массовой информации могут направляться письма, извещения доступным и возможным способом (почтой, электронной рассылкой). Для принятия претензий устанавливается минимальный срок – не менее двух месяцев. Одновременно со сверкой с контрагентами проводится проверка всего имущества – инвентаризация и проверка долгов, то есть сверка с дебиторами.
Происходит сверка дебиторской и кредиторской задолженностей и составляется промежуточный ликвидационный баланс.
Ликвидационный баланс должен содержать: полный перечень активов предприятия, реестр заявленных требований и результат их проверки. Установленной формы баланс не имеет, поэтому может составляться в произвольной форме и утверждается ликвидационной комиссией. На основании промежуточного баланса вносится запись в госреестр и начинаются налоговые проверки. Они могут быть выездными и камеральными. Проверке подлежит деятельность за период не более 3-х лет, предшествующих ликвидации. На этом этапе проверяется уплата налогов, проводится доначисление или проводится возврат излишне уплаченных. Проверке подлежат и юридические отделы, и начинается взыскание задолженностей.
После расчетов по реестру кредиторов составляется промежуточный ликвидационный баланс ликвидируемого предприятия.
Обязательной формы по составлению ликвидационного баланса нет, но есть перечень данных, которые обязательно должны быть отражены: остаток имущества после удовлетворения всех требований, неудовлетворенные требования. Утверждается ликвидационной комиссией.
Последний ликвидационный баланс, оригинал платежного поручения об уплате госпошлины за проведение регистрации ликвидации предприятия и стандартная форма подаются в регистрационный орган комиссией для внесения данных о закрываемом предприятии. Кроме этих документов, регистрационный орган требовать не в праве ни сверок с контрагентами, ни справки из налоговой инспекции об уплате всех налогов и отсутствии претензий, ни справок из различных фондов.
Принудительная ликвидация
Ликвидация и реорганизация предприятия в принудительном порядке проводится судебными органами только в том случае, когда нарушения, совершенные предприятием, не могут быть устранены. В процессе разбирательства исследуются причины совершенных нарушений, характер и их последствия. Предприятие не может быть ликвидировано, если все нарушения уже устранены или характер их нарушений малозначителен.
Следует учитывать, что судебное решение не является поводом для внесения соответствующих изменений в госреестр, а служит только основанием для принятия решения о ликвидации юридического лица и начале процесса ликвидации.