Бесплатная консультация юриста по телефону:
  • 8 (495) 137-70-84 — Москва
  • 8 (812) 426-34-08 — Санкт-Петербург
  • 8 (343) 339-42-60 — Екатеринбург
  • 8 (800) 333-45-16 (доб. 968) — общий

Какой для предприятий существует порядок реорганизации и ликвидации?

Тяжелые экономические условия, внешние факторы и внутренняя структура предприятия или учреждения приводят к тому, что происходит реорганизация или ликвидация юридического лица. Законодательные нормативные документы прописывают всю процедуру и определяют каждый шаг руководства в этом процессе.

Порядок реорганизации

Реорганизация проводится для изменения правого статуса предприятия, порядок ликвидации проходит по двум причинам:

  • по желанию учредителей или органа на то им уполномоченного;
  • по решению суда и государственных органов.

Реорганизация подразделяется на несколько видов

Виды реорганизации юридического лица:

Реорганизация юридического лица

  1. Объединение нескольких мелких предприятий и создание единой компании.
  2. Поглощение одной более крупной компанией более мелких (одной и более).
  3. Учреждение разделяется на несколько мелких предприятий, а само прекращает свое существование.
  4. Отделение, когда выделяется структурное подразделение и на его базе создается отдельное юридическое лицо, а старое продолжает функционировать независимо от первого. Такая схема применяется при создании филиала.
  5. Смена правовой формы, учреждение изменяет свой правовой статус.

Порядок проведения реорганизации и ликвидации

Добровольная реорганизация производится собственниками или уполномоченными органами, если их права на такие действия предусмотрены в учредительных документах.

Они могут производить разделение или выделение из конкретной организации одного или нескольких структурных подразделений с созданием отдельных юридических лиц. Такие действия могут проводить и органы государственной власти или суд.

Принудительное разделение может производиться по решению суда с инициативной подачи антимонопольного комитета.

Реорганизация предприятияПорядок изменения правового статуса предусматривает создание передаточного акта и разделительного баланса, которые в обязательном порядке должны содержать информацию о вопросах правопреемства, данные о кредиторах и дебиторах, даже те обязательства, которые еще не подтверждены обеими сторонами. Эти два документа готовятся только после поведения полной инвентаризации, которая показывает адекватную картину об активах предприятия, его имуществе и банковских счетах.

Подготовленные акты и баланс рассматриваются учредителями или представителями того органа, который принял решение о реорганизации и вместе с первоначальными уставными документами передает их в орган регистрации для внесения данных о вновь создаваемых юридических лицах.

Реорганизация и ликвидация юридического лица предусматривает порядок защиты прочих законных интересов контрагентами (дебиторами и кредиторами).

В процессе слияния, присоединения или трансформации реорганизованного предприятия его обязательства и права распределяются и передаются на основании передаточного баланса, при разделе и выделении отдельного лица – на основании разделительного баланса. Эти документы утверждаются либо учредителями, либо органом, который принял решение о проведении таких действий.Ликвидация ИПБалансы вместе с уставными документами вновь создаваемого юридического лица подаются в орган регистрации и вносятся соответствующие записи в учредительные документы нового предприятия. При нарушении таких требований госорган может отказать в регистрации.

Кредиторы, извещенные о ликвидационных мерах, могут требовать досрочного исполнения обязательств и полного возмещения всех убытков, которые ему причинены подобными действиями.

В случае невозможности разделить обязательства и определить правопреемника, вновь созданные юридические лица отвечают солидарно по всем обязательствам ликвидированного предприятия.

Как проходит ликвидация учреждения

Процесс ликвидации и реорганизация предприятия – очень распространенное явление в последнее время. Большинство бизнесменов все чаще сталкивается с такой процедурой. Владельцы бизнеса знают о ней или из личного опыта, или по опыту своих партнеров по бизнесу.

Так же, как и реорганизация, ликвидация может протекать по двум сценариям:

  • добровольно;
  • принудительно.

Процесс и этапы добровольной ликвидации предусмотрены в ГК РФ ст. 61.

Ликвидационный процесс протекает в соответствии с нормативной базой, выделяют несколько этапов:

  • принимается решение собственников ликвидируемого предприятия;
  • утверждается порядок ликвидации;
  • утверждается состав ликвидационной комиссии.

Порядок ликвидации ОООДля такого решения может быть множество причин:

  • ликвидируемое предприятие уже выполнило ту цель, ради которой создавалось;
  • истекает срок его действия, предусмотренный в уставных документах;
  • личное решение и мнение учредителей.

В зависимости от формы организации различают некоторые особенности реорганизации, но процедура для всех одинакова и прописана в законодательных актах, в частности ГК РФ.

Ряд особенностей имеется в зависимости от различных правовых статусов, например, для ООО необходимо единогласное решение всех учредителей и нет права даже в учредительных документах предусмотреть иные правила.

В случае с ОАО необходимо, чтобы за ликвидацию проголосовало не менее ¾ от общего количества акционеров. Для этой организационно-правовой формы можно прописать в уставных документах иное количество голосующих.

Деятельность кооперативов прекращается только по решению их членов, для унитарных достаточно только решения собственников их имущества.

Законодательство исключило добровольную ликвидацию фондов – для них порядок реорганизации и ликвидация имеет свои особенности, необходимо решение судебного органа.

Порядок ликвидацииПосле принятия решения об изменении правовой формы предприятия в течение 3-х дней следует сообщить в налоговую инспекцию по месту регистрации организации, информация должна быть подана по установленной форме. В случае нарушения положенного срока на ликвидируемое предприятие налагается админштраф в размере 50 МРОТ.

Все уведомления и извещения, которые в дальнейшем будут направляться в налоговую инспекцию, могут направляться туда почтой или подаваться с копией, на которой можно поставить отметку о принятии. На основании таких извещений делаются записи в Единый государственный реестр, что предприятие находится в стадии ликвидации. Поэтому перед заключением сделок следует запрашивать обновленные выписки из Реестра с целью выяснить правоспособность данного контрагента.

После внесения в реестр изменений организация уже не может создавать филиалы, выступать учредителем других предприятий, не могут вноситься изменения в основные документы.

При назначении ликвидационной комиссии утверждается управляющий, именно он теперь может представляться от имени ликвидируемого предприятия. В госреестре совершается соответствующая запись и выдается свидетельство, в котором указывается полное ФИО назначенного управляющего.

Извещаются третьи лица путем размещения информации в СМИ и сообщается срок, в течение которого принимаются претензии кредиторов.

Комиссия по ликвидацииКроме стандартных средств массовой информации могут направляться письма, извещения доступным и возможным способом (почтой, электронной рассылкой). Для принятия претензий устанавливается минимальный срок – не менее двух месяцев. Одновременно со сверкой с контрагентами проводится проверка всего имущества – инвентаризация и проверка долгов, то есть сверка с дебиторами.

Происходит сверка дебиторской и кредиторской задолженностей и составляется промежуточный ликвидационный баланс.

Ликвидационный баланс должен содержать: полный перечень активов предприятия, реестр заявленных требований и результат их проверки. Установленной формы баланс не имеет, поэтому может составляться в произвольной форме и утверждается ликвидационной комиссией. На основании промежуточного баланса вносится запись в госреестр и начинаются налоговые проверки. Они могут быть выездными и камеральными. Проверке подлежит деятельность за период не более 3-х лет, предшествующих ликвидации. На этом этапе проверяется уплата налогов, проводится доначисление или проводится возврат излишне уплаченных. Проверке подлежат и юридические отделы, и начинается взыскание задолженностей.

После расчетов по реестру кредиторов составляется промежуточный ликвидационный баланс ликвидируемого предприятия.

Документы для ликвидацииОбязательной формы по составлению ликвидационного баланса нет, но есть перечень данных, которые обязательно должны быть отражены: остаток имущества после удовлетворения всех требований, неудовлетворенные требования. Утверждается ликвидационной комиссией.

Последний ликвидационный баланс, оригинал платежного поручения об уплате госпошлины за проведение регистрации ликвидации предприятия и стандартная форма подаются в регистрационный орган комиссией для внесения данных о закрываемом предприятии. Кроме этих документов, регистрационный орган требовать не в праве ни сверок с контрагентами, ни справки из налоговой инспекции об уплате всех налогов и отсутствии претензий, ни справок из различных фондов.

Принудительная ликвидация

Ликвидация и реорганизация предприятия в принудительном порядке проводится судебными органами только в том случае, когда нарушения, совершенные предприятием, не могут быть устранены. В процессе разбирательства исследуются причины совершенных нарушений, характер и их последствия. Предприятие не может быть ликвидировано, если все нарушения уже устранены или характер их нарушений малозначителен.

Следует учитывать, что судебное решение не является поводом для внесения соответствующих изменений в госреестр, а служит только основанием для принятия решения о ликвидации юридического лица и начале процесса ликвидации.

Свежие комментарии
    Top