Оформление проводок и порядок списания безнадежной дебиторской задолженности,
Практически у любого хозяйствующего субъекта есть такие обязательства со стороны дебиторов, принудить к выполнению которых по разным причинам не представляется возможным (к примеру, организация-должник обанкротилась). Чтобы они не «висели» на балансе многие годы и не ухудшали финансовые показатели фирмы, нужно своевременно признавать такую задолженность безнадежной и по действующим правилам ее списывать с помощью установленной системы бухгалтерских проводок. Но у многих бухгалтеров, стремящихся избегать проблем с налоговой службой, списание безнадежной дебиторской задолженности всегда вызывало некоторые опасения, на что до определенного времени действительно имелись веские основания.
Правила, действующие в бухгалтерском учете
Действующий порядок предписывает бухгалтеру сначала признать проблемную задолженность дебитора сомнительной, создав соответствующий резерв для такого долга (что оговорено в п.6 ПБУ 1/2008 об учетной политике организации). При этом сомнительной будет считаться задолженность, которая не погашена или с большой вероятностью не будет погашена в срок, прописанный в договоре, и не обеспечена необходимыми гарантиями.
Величину резерва специалист определяет отдельно по каждому подозрительному долгу, учитывая финансовое состояние (платежеспособность) должника и оценивая вероятность погашения долга в какой-то части или полностью. Если до конца отчетного периода, следующего за годом формирования резерва под сомнительные долги, эта финансовая «подушка безопасности» не будет использована хотя бы частично, неизрасходованные суммы при составлении годового бухгалтерского баланса должны быть присоединены к финансовым результатам.
По истечении срока исковой давности проблемная (сомнительная) задолженность может быть признана бесперспективной ко взысканию, что позволит списать ее за счет средств ранее сформированного резерва.
В бухучете для отображения вышеуказанных действий применяются следующие проводки:
- Дебет 91-2 – Кредит 63 (формирование резерва по проблемным долговым обязательствам).
- Дебет 63 – Кредит 62 (списание за счет созданного резерва не реального для взыскания долга).
- Дебет 007 (отражение за балансом списанной безнадежной задолженности).
Путь через инвентаризацию
По различным причинам необходимый для подстраховки резерв не всегда удается создать. В случае его отсутствия основанием для признания «мертвыми» и последующего списания безнадежных долгов может служить процедура инвентаризации. Периодически инвентаризировать имущество и обязательства предписывает хозяйствующим субъектам «Положение по ведению бухучета». В ходе проверки, организуемой на основании приказа, изданного руководителем фирмы, инвентаризационная комиссия документально подтверждает наличие и состояние активов и задолженностей юрлица, производит их оценку.
Задолженность дебиторов с вышедшим сроком исковой давности, равно как и другие долги, бесперспективные для взыскания, списываются бухгалтером по каждому обязательству. Его действия должны основываться на:
- данных проведенной инвентаризации;
- письменном обосновании (бухгалтерской справке);
- приказе или распоряжении руководителя организации.
Действующий порядок обязывает относить безнадежную задолженность на счет средств резерва под сомнительные долги или, в случае несформированности указанного резерва в предшествующем году, на финансовые результаты (а если речь идет о некоммерческой организации, у нее «плохие» долги увеличивают сумму расходов). При этом нужно иметь в виду, что списание долговых обязательств в убыток по причине неплатежеспособности фирмы-должника не означает окончательного аннулирования дебиторской задолженности. Ее просто выносят за баланс и, в соответствии с требованием ПБУ, учитывают там в течение последующих 5 лет. Этим требованием законодатели обеспечили кредиторам возможность оформить возврат долга на случай, если у должника все же появится возможность расплатиться.
Период исковой давности по долгам дебиторов (он составляет 3 года) нужно считать со дня подписания последнего акта сверки. Если после этого момента на счет организации от должника поступила частичная оплата долгового обязательства, срок исковой давности будет отсчитываться уже с даты последнего платежа. По результатам инвентаризационного процесса бухгалтер составляет вышеуказанную справку-обоснование, прилагает приказ главы предприятия и оформляет списание долговых обязательств совокупностью следующих проводок:
- Дебет 91-2 – Кредит 62 (списание безнадежной задолженности, возникшей вследствие неоплаты поставленных товаров. Порядок предусматривает включение задолженности дебиторов, по которой вышел срок исковой давности, а также иных не реальных для взыскания долгов в расходы фирмы в сумме, в которой долг был отражен в бухучете организации).
- Дебет 007 (фиксация за балансом списанной задолженности дебиторов. При этом бухгалтер обязан вести аналитический учет по данному счету отдельно по каждому лицу, чей долг был списан на убытки, и по каждому списанному долгу).
Налоговый и Гражданский Кодексы о сроке исковой давности
Что касается налогообложения прибыли, то в этих целях безнадежными долгами (то есть такими, вернуть которые уже не представляется возможным) признаются те долговые обязательства перед налогоплательщиком, по которым вышел установленный законом срок исковой давности. Пункт 2 статьи 266 российского НК разрешает считать безнадежными и долги, по которым обязательство официально прекращено вследствие невозможности его исполнения, о чем свидетельствует соответствующий акт госоргана или ликвидации хозяйствующего субъекта.
Однако НК РФ не раскрывает понятие срока исковой давности и рекомендует в общем порядке обращаться к другим нормативным актам. Согласно пункту 1 ст. 11 Налогового Кодекса, институты, термины и понятия гражданского, семейного и прочих отраслей российского законодательства, фигурирующие в НК, применяются в значении, аналогичном тому, в каком они используются в вышеуказанных отраслях права.
В Гражданском Кодексе РФ общеприменимый срок исковой давности прописан в статье 196 и составляет 3 года. А статьей 203 ГК предусмотрена возможность неоднократного обновления этого срока. Согласно указанной статье, течение периода исковой давности может быть прервано предъявлением лицу, за которым числится долг, иска в установленном законом порядке или совершением последним действий, свидетельствующих о том, что он признает свои долговые обязательства.
После этого перерыва срок исковой давности начинает течь заново, а время, предшествовавшее перерыву, не засчитывается в обновившийся срок. Вследствие этого означенные в законе 3 года могут растянуться на десятилетие, срок исковой давности становится фактически бесконечным, и бухгалтер не имеет никакой законной возможности избавиться от «мертвой дебиторки». Эта проблема долго муссировалась и, в конце концов, была доведена до высших эшелонов власти, от которых требовалось найти хоть какое-то решение.
Лучше, чем новогодний подарок
В сентябре 2013 г. вступил в действие законодательный акт от 7 мая 2013 г. № 100-ФЗ, с помощью которого в Гражданский кодекс были внесены изменения, касающиеся так называемого максимального срока исковой давности. Теперь пункт закона об этом сроке гласит, что он не может превышать 10 лет с момента нарушения права, в целях защиты которого установлен (исключениями являются лишь случаи, подпадающие под действие закона о борьбе с терроризмом).
Начало течения срока исковой давности закреплено в статье 200 ГК, оно осталось неизменным: срок отсчитывается со дня, когда пострадавшее лицо было или должно было быть проинформировано о попрании своего права. Если по каким-либо обязательствам в договоре между контрагентами был определен срок исполнения, то течение периода исковой давности по таким долгам начинается со дня окончания указанного в договоре срока.
Для бухгалтера все вышесказанное значит, что срок исковой давности в отношении любого дебитора не может длиться более 10 лет со дня возникновения долгового обязательства. И вся надоевшая «плохая дебиторка» старше 1 десятилетия может быть смело списана традиционной системой проводок и забыта навсегда. Как это правильно оформить в налоговом учете, рассмотрено ниже.
Избавление от проблемных обязательств с точки зрения налогового учета
Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 265 Налогового Кодекса, в целях уплаты налога на прибыль безнадежная задолженность списывается во внереализационные расходы. В налоговом учете аналогично бухгалтерскому предусмотрено, что для сомнительных долгов, связанных с реализацией товаров, услуг или работ, приверженцами метода начисления может формироваться соответствующий резерв. Правила создания финансовой «подушки безопасности» под сомнительные долги установлены статьей 266 НК. Сумму резерва включают в состав внереализационных расходов по состоянию на последнюю дату отчетного периода (налогового).
Нужно отметить, что отечественный Минфин позволяет списывать за счет средств резерва весь объем бесперспективной для взыскания задолженности дебиторов, включая сумму НДС (налог на добавленную стоимость). Таким же образом может формироваться и резерв по проблемным долгам. В письме от 3 августа 2010 г. № 03-03-06/1/517 финансовое ведомство сообщает, что вполне справедливым будет учет налогоплательщиком в резерве всей суммы сомнительной задолженности с НДС в размерах, предъявленных фирмой-продавцом своему покупателю.
Особое внимание нужно обратить на следующий момент: чтобы учесть в составе расходов сумму бесперспективного для взыскания долга, по которому вышел максимальный срок исковой давности, нужно обязательно иметь в наличии первичную документацию. Только «первичка» может безоговорочно подтвердить дату возникновения долга и его размер. Это требование связано с одним из пунктов ст. 252 Налогового кодекса, который разрешает в состав расходов включать лишь документально подтвержденные издержки. А сам факт окончания срока исковой давности смогут подтвердить результаты инвентаризации, составленная бухгалтером справка и приказ за подписью руководителя предприятия о списании безнадежного долга.