• Бесплатная консультация юриста по телефонам:


Понятие ликвидации юридического лица, ее процедура, государственная регистрация

Под ликвидацией юридического лица российский закон понимает прекращение деятельности и самого существования учреждения. При этом его права и обязанности не переходят к иным лицам в порядке правопреемства. Это понятие подразумевает либо добровольное упразднение (по решению внутреннего органа, уполномоченного на это учредительными документами организации), либо принудительное (по решению суда, признающего юридическое лицо правонарушителем или банкротом).

Ликвидация юридического лица в правовом поле

Обязательный порядок ликвидации юридического лица прописан в статье 63 Гражданского Кодекса и в нескольких федеральных законах, касающихся деятельности обществ с ограниченной ответственностью, некоммерческих организаций, акционерных обществ и их государственной регистрации.

Уведомление регистрирующего органа и фондов

Процедура ликвидации должна начинаться с незамедлительного письменного уведомления учредителями (участниками) юрлица или организационными структурами, принявшими соответствующее постановление, уполномоченного госоргана. В Федеральном законе “О государственной регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей” закреплено, что сделать это нужно в 3-дневный срок с момента принятия решения.

Ликвидация юридических лицДля этого в налоговую инспекцию по месту нахождения юрлица направляются следующие документы с нотариально удостоверенной подписью уполномоченного лица:

  1. Уведомление о ликвидации, составленное по форме Р15001.
  2. Заявление о формировании ликвидационной комиссии, составленное по форме Р15002 (к слову, с 4 июля 2013 г. все заявления, касающиеся ликвидации, составляются по новой форме).
  3. Протокол общего собрания, содержащий решение о ликвидации и избрании членов ликвидационной комиссии.

На основании этих документов госорган вносит в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юрлиц) запись о том, что организация находится в процессе упразднения. С этого момента действует запрет на госрегистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемой организации, а также регистрацию юрлиц, учредителем которых она выступает, или юрлиц, возникающих в результате ее реорганизации.

Кроме того, Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ обязывает юридических лиц в течение 3 дней со дня принятия решения письменно уведомить о начале ликвидации и государственные внебюджетные фонды: Пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования.

Формирование ликвидационной комиссии

Нормы, регулирующие процесс ликвидации юрлица, включают такое понятие, как ликвидационная комиссия, которую обязаны сформировать принявшие соответствующее решение лица, равно как определить порядок и сроки упразднения.

Ликвидационная комиссияС момента назначения указанной комиссии, согласно закону, ей передаются все полномочия по управлению делами юрлица и право выступать от его имени в суде.

В законе отсутствует такое понятие, как механизм контроля над деятельностью комиссии, не прописана ее ответственность за действия, нарушающие права заинтересованных лиц. Поэтому рекомендуется уделить особое внимание подбору кандидатур ее будущих членов. Как правило, в ее состав включаются руководитель организации, юрист, главный бухгалтер и несколько представителей учредителей. Председателем комиссии обычно назначается руководитель юридического лица.

Деятельность ликвидационной комиссии

Согласно закону, данная комиссия начинает свою деятельность с публикации в органах печати, в которых размещаются данные о госрегистрации юридических лиц, объявлений о ликвидации организации, о сроке и порядке предъявления требований со стороны ее кредиторов. Срок должен быть как минимум двухмесячным, в качестве точки отсчета имеющим момент публикации информации об упразднении юрлица.

Расчеты организации с кредиторами

Процедура ликвидации юрлица включает удовлетворение требований его кредиторов. Ликвидационная комиссия обязана их выявить и письменно уведомить о ликвидационном процессе. Схема расчетов с кредиторами предусматривает следующую очередность:

Процедура ликвидации юр. лица

По закону требования кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяются лишь после полного расчета с кредиторами предыдущей очереди, за исключением обязательств, обеспеченных залогом имущества уже недействующего юрлица. Если имущества ликвидируемой организации недостаточно для удовлетворения требований кредиторов соответствующей очереди, закон предписывает распределять его между ними пропорционально суммам требований. Если ликвидационная комиссия отказывается или уклоняется от погашения долгов, кредитор имеет право до утверждения ликвидационного баланса юрлица обратиться в суд с иском к ней. По решению суда требования кредитора удовлетворяются за счет оставшегося имущества недействующей организации.

Требования кредиторов, заявленные после истечения установленного срока, удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации, оставшегося после расчетов с кредиторами, заявившими свои требования своевременно. Требования кредиторов, не удовлетворенные вследствие недостаточности имущества юрлица, считаются погашенными. Таковыми считаются и требования кредиторов, которые ликвидационная комиссия отказалась признать и по которым сам кредитор с иском в суд не обращался, и требования, в удовлетворении которых суд кредитору отказал.

Реорганизация юридического лицаПеред продажей имущества комиссия либо самостоятельно оценивает его по рыночной стоимости, либо привлекает независимого оценщика. При этом способы реализации недвижимости не выбираются – такое имущество выставляется на публичные торги, которые подготавливаются и проводятся компаниями, наделенными правом совершать подобные сделки.

Сначала продаже подлежит имущество, не участвующее в производстве. Это могут быть валютные ценности, ценные бумаги, транспортные средства, иные активы. Затем реализуется готовая продукция, а уже в последнюю очередь – недвижимость, основные средства, сырье и материалы. Ликвидационная комиссия определяет очередность реализации активов юридического лица исходя из понятия экономической целесообразности.

При этом операции по их выбытию облагаются всеми установленными налогами. Вырученные денежные средства поступают в кассу организации или на ее расчетный счет, после чего процесс расчетов с кредиторами продолжается. В случае недостаточности имущества для погашения обязательств перед кредиторами либо при наличии признаков банкротства юрлица комиссия обязана подать заявление о банкротстве предприятия в арбитражный суд.

Взыскание дебиторской задолженности и инвентаризация имущества

Взыскание дебиторской задолженностиЛиквидационная комиссия принимает меры по возврату дебиторской задолженности. Способы возврата стандартны: дебиторам направляются письма с требованием погасить долг деньгами или вернуть имущество. В случае отказа должников комиссия обращается с иском в суд. Дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности сначала отражается в составе внереализационных расходов, а затем подлежит списанию в убыток.

Порядок ликвидации юридических лиц включает и такое понятие, как обязательная инвентаризация имущества, способы которой ничем не отличается от обычной. При этом должны быть проверены все без исключения позиции активов и пассивов. Выявленные при ликвидационной инвентаризации расхождения между фактическим состоянием имущества и данными бухгалтерского учета должны быть отражены на соответствующих бухгалтерских счетах.

Расчеты с сотрудниками

О том, что работникам предстоит увольнение в связи с ликвидацией юрлица, они должны быть предупреждены работодателем персонально и под расписку минимум за 2 месяца до увольнения. Работодателю предоставляется право с письменного согласия работника расторгнуть с последним трудовой договор без указанного предупреждения, но при этом ему должна быть выплачена дополнительная компенсация в размере 2-месячного среднего заработка.

Расчеты с сотрудникамиЕсли трудовое соглашение расторгается в связи с ликвидацией компании, увольняемому сотруднику полагается выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка. За ним сохраняется этот заработок и на период трудоустройства, но не дольше 2 месяцев со дня увольнения. Кроме того, работнику полагается денежная компенсация за неиспользованный отпуск.

Трудовой кодекс предписывает администрации юридического лица полностью рассчитаться с увольняемым работником в его последний рабочий день. Если в этот день он отсутствовал на рабочем месте, деньги выплачивают на следующий после обращения по поводу выплаты.

Уплата налогов в ликвидационный период, налоговая проверка

Обязанность по уплате налогов ликвидируемого юрлица исполняет ликвидационная комиссия за счет средств, поступивших от реализации его имущества. Если предприятие продало какие-либо активы, у него возникает обязанность по уплате НДС и налога на прибыль. Комиссия обязана представить в налоговый орган декларацию по каждому из налогов, которые подлежат уплате в бюджет до дня ликвидации.

Если денежных средств недействующего юрлица, в том числе полученных от продажи его имущества, недостаточно для уплаты всех налогов и сборов, причитающихся штрафов и пеней, остающуюся задолженность закон велит погашать участникам указанного учреждения в порядке и пределах, установленных законодательством. Им же определяется и очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов среди расчетов с иными кредиторами ликвидируемой организации.

Уплата налоговОдной из стадий ликвидационного процесса является налоговая проверка предприятия. Ее организует налоговая инспекция, в случае недоначисления налогов выступающая в качестве его потенциального кредитора, после получения заявления о начале ликвидации. Такая налоговая проверка является выездной и осуществляется по всем налогам за последние 3 календарных года независимо от результатов предыдущих проверок.

При этом уполномоченным должностным лицам налоговых органов закон предоставляет право проводить инвентаризацию имущества ликвидируемого налогоплательщика, производить обследование производственных, торговых, складских и других помещений и территорий, связанных с содержанием объектов налогообложения или используемых юрлицом для извлечения дохода. На основании актов сверки и актов документальной проверки расчетов налоговыми органами определяется сумма задолженности юридического лица.

Составление и утверждение ликвидационных балансов, расчеты с учредителями

Еще одна стадия ликвидации – предписанное Гражданским кодексом составление ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного для заявления требований кредиторами. По закону расчеты с последними должны производиться только после утверждения такого баланса. Целью его составления является уточнение реального финансового положения организации.

Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать полные сведения о:

Утверждение ликвидационных балансов

Указанный баланс подлежит утверждению учредителями (участниками) организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации. В течение 3 дней после утверждения промежуточного ликвидационного баланса закон предписывает ликвидационной комиссии уведомить об этом регистрирующий орган, для чего в налоговую инспекцию по месту нахождения юрлица должны быть направлены:

  1. Уведомление об утверждении указанного баланса, составленное по форме Р15003.
  2. Протокол (решение) о его утверждении.
  3. Сам баланс.
  4. Копия раздела журнала “Вестник государственной регистрации”, где помещено объявление о ликвидации.

Существует еще понятие итогового ликвидационного баланса, который комиссия должна составить после завершения расчетов со всеми кредиторами. Этот документ содержит информацию об активах, оставшихся в распоряжении недействующего юрлица к моменту его ликвидации и до начала расчетов с учредителями. Ими же ликвидационный баланс утверждается и подается в налоговый орган для завершения ликвидации.

Имущество, оставшееся у юрлица после расчетов с кредиторами, подлежит распределению между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале. Данное распределение производится на основании акта, содержащего сведения, что и кому передается. Его подписывают все участники организации.

Закрытие счетов в банках и снятие с учета в фондах

Закрытие счетов в банкахПо завершении взаиморасчетов (с кредиторами, налоговой службой, учредителями) подлежат закрытию все счета юридического лица во всех банках, для чего уполномоченным лицом подписываются заявления о закрытии счетов, выдаваемые самими банками. При этом налоговая инспекция также должна быть уведомлена о закрытии счетов через подачу ей следующих документов:

https://www.youtube.com/watch?v=QGP3GzhBLU8

В течение 7 дней с момента закрытия счетов в банках необходимо также уведомить все внебюджетные фонды. Последние снимают недействующих юрлиц с учета после аналогичного действия налогового органа. Для этого в каждый фонд необходимо представить следующий пакет документов:

  1. Заявление о снятии с учета.
  2. Копию протокола о ликвидации.
  3. Нотариальную копию свидетельства о прекращении деятельности.
  4. Нотариально оформленное уведомление о снятии с налогового учета.
  5. Страховое свидетельство (подлежит возврату в ФСС).

Как и налоговой службе, фондам предписывается провести проверку организации, включая сверку по платежам. Фонды тоже могут являться кредиторами юрлица по неуплаченным страховым взносам, поэтому сверку с ними нужно провести до формирования промежуточного ликвидационного баланса.

https://www.youtube.com/watch?v=VpFzvzHrzUM

Госрегистрация упразднения предприятия

Юрлицо прекращает свое существование и считается окончательно ликвидированным после того, как в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. Для госрегистрации упразднения юрлица в налоговую инспекцию по месту его нахождения должны быть представлены:

  1. Заявление о госрегистрации данного факта по форме Р16001.
  2. Ликвидационный баланс.
  3. Протокол о его утверждении.
  4. Справка из Пенсионного фонда, подтверждающая отсутствие задолженности по оплате страховых взносов и сдаче отчетности по персонифицированному учету.
  5. Квитанция или платежное поручение об оплате госпошлины.

https://www.youtube.com/watch?v=QHk9aej_Xfw

В течение 5 дней после подачи указанного пакета документов закон предписывает налоговой службе выдать юрлицу свидетельство о прекращении деятельности. После получения этого документа наступает завершающая стадия – организация уничтожает свою печать и сдает в архив документацию по личному составу, включая личные карточки всех работников, их лицевые счета, расчеты по начислению и выплате заработной платы. При этом снятие юрлица с учета в “Росстате” осуществляется автоматически на основании данных, предоставляемых налоговой инспекцией.

Top
×