Тактическая схема возврата долгов
Агентство по возврату долгов сегодня зачастую делает следующее. Сначала устанавливается, какими активами владеет должник. Затем сначала в претензионном, а потом и в судебном порядке делается попытка изъять у должника эти активы и покрыть долг: штрафные санкции, невозвращенный кредит, издержки и т.д. за счет их продажной стоимости.
Агентство по возврату долгов: тактическая схема
Если должник с кредитором (банком) не отказывается сотрудничать и не предпринимает попыток скрыться или войти в глухую оборону, а причины невозвращения кредита объясняет «объективными» временными трудностями, нужно поставить ему условие: переоформление сроков возврата долга для него возможно только после проверки его бизнеса аудиторской фирмой. Проверка организуется банком.
Если должник испытывает действительно объективные трудности, проверка покажет наиболее ликвидные и ценные активы, которые возможно изъять для погашения долга. Оценка состояния его бизнеса покажет полную картину проблем, ошибок, которые были допущены, и причин неэффективности, после этого на предприятии можно ввести процедуру оздоровления, не исключающую внешнее временное управление, которое вводится банком на период погашения задолженности с согласия должника.
В случае когда должник пытается с банком играть или хочет обмануть коллекторское агентство, скрывает свои главные активы, выводит их на афиллированных лиц, компании-клоны и акционеров-номиналов, цель аудита – выявить эти главные активы, которые обычно у такого должника всегда грамотно консолидированные, но есть. Они обладают высокой ликвидностью и реальной рыночной стоимостью.
Если должник на переговоры не идет, или переговоры уже велись с ним и не принесли ожидаемого результата, нужно свое взаимодействие с должником выстроить так, чтобы его косвенные и прямые потери от общения с банком для него превысили ценность кредита, невозвращенного им.
Причем у него потери должны быть не однократные, а постоянные, и нести он их должен ежедневно: пусть в небольшом размере, но регулярно.
Мелкие, но частые потери оказывают большое прессинговое давление на человеческую психику.
То есть, нужно всячески осложнить ему жизнь, как в бытовом плане, так и в бизнесе, воздействуя не только напрямую, но и через его ближайшее окружение, например, акционеров и деловых партнеров.
Направления коллекторской деятельности
а) Взаимоотношения с акционерами (если они есть).
Если бизнес находится в руках у нескольких акционеров, из которых каждый – реальная личность (не фикция), нужно выяснить, какие деловые связи, бизнес, репутация и т.д. есть у этих лиц, кроме доли в бизнесе должника, и (под предлогом коллекторской стандартной процедуры) начать их деловым интересам устраивать осложнения – интересам, которые лежат вне зоны деятельности должника.
Это весьма эффективный инструмент воздействия:
- во-первых, должник свою оборону строит исходя из предположения, что преследование будет только в отношении его и его партнеров не коснется;
- во-вторых, акционеры, которые не участвуют в управлении бизнесом непосредственно, окажутся перед неприятным фактом: работа управляющего партнера им осложняет жизнь и ставит их другие деловые связи, контакты и планы под угрозу.
Результат: акционеры найдут сами своего партнера и объяснят ему, в чем он неправ. Установив после этого с ними контакт, можно заручиться их гарантиями и содействием для обеспечения возвращения долга.
б) Взаимоотношения с партнерами (если они есть).
По аналогичной схеме строятся взаимоотношения с заказчиками, партнерами должника, контрагентами, поставщиками: часто должник и его бизнес занимают в более длинной цепи взаимодействия промежуточное звено.
Всякие деловые связи должника на него и его бизнес накладывают определенные обязательства; появление проблем с выполнением этих обязательств может быть одним из решающих аргументов для примирения с банком. Это может особенно иметь значение, если партнерами являются иностранные компании.
в) Взаимоотношения с конкурентами. Необходимо рассмотреть возможность вступления в союз с конкурентами, отобрав у должника часть активов, поделив их долю и банка, направить на погашение задолженности.
г) В СМИ публичное освещение несостоятельности должника (публикации в печати статей, в сетевых СМИ, обсуждение на официальном сайте банка и в блогах), подрыв его деловой репутации, увеличение его репутации проблемного партнера.
Это весьма эффективный способ, даже более эффективный, чем любое агентство по возврату долгов: интернет и эфир можно заполнить таким объемом информацией о несостоятельности должника, что данная негативная репутация к нему приклеится на всю жизнь. Любые коммерческие структуры, даже очень защищенные, на практике весьма живо реагируют на отрицательную информацию о себе интернет-блогах, в электронных СМИ, специализированных сайта.
Возможность продать его долг с помощью публичной процедуры: аукциона или тендера, необходимо обязательно осветить в СМИ.
д) Превращение в товар долга и использование перепродажи данного долга другому коллектору или банку, известному своей жесткой политикой в отношении к неплательщикам.
е) Разведка финансов и перекрытие любых их потоков и расчетов, наложение на счета ареста; финансовая изоляция должника – создание ему трудностей по расходу/приходу любых финансовых средств. Включая и для личных нужд.
Помощь должнику в выплате долга
Кроме вышеописанных мер воспитательного характера, нужно изучить должника и его деловую деятельность и рассмотреть возможность предоставления следующих услуг должнику:
- оказание помощи в управлении активами (для получения прибыли и покрытия долга из него + комиссионное вознаграждение);
- реструктуризация и внешнее управление активами (в границах процедуры финансового оздоровления);
- содействие для перекредитования в других банках для погашения долга;
- передача банку права назначать должника в компании на определенные посты управляющих банка и предоставление на определенное время им имущественно-распорядительных и властных полномочий;
- выполнение подрядных работ для банка для погашения процента долга на выгодных банку условиях;
- другие условия, которые может банк выдвигать.