Бесплатная консультация юриста по телефону:
  • 8 (495) 137-70-84 — Москва
  • 8 (812) 426-34-08 — Санкт-Петербург
  • 8 (343) 339-42-60 — Екатеринбург
  • 8 (800) 333-45-16 (доб. 968) — общий

Как закрыть юридическое лицо?

Одна из приятных причин, которая вызовет необходимость ликвидировать свое предприятие, – это достижение всех поставленных перед бизнесом целей. Но, кроме такого счастливого исхода дела, можно столкнуться и с менее радужными перспективами. К примеру, вы как собственник потеряли интерес к своей финансово-хозяйственной деятельности, потому что оная превратилась в убыточную или неактуальную. Убыточной деятельность становится тогда, когда в силу каких-то объективных или субъективных причин бизнес перестает быть окупаемым. А потеря актуальности происходит тогда, когда, например, производимый товар или услуга устарели и перестали пользоваться спросом. Есть еще одна абсолютно банальная причина, по которой придется осуществить закрытие юридического лица: окончился срок, на который была создана организация. Если в вашей жизни возникли подобного рода обстоятельства, значит, пора ознакомиться с процедурой закрытия юридического лица.

Процедура ликвидации юридического лица

Добровольная и принудительная ликвидация

С точки зрения юриспруденции извлечение организации из государственного реестра как раз и является фактом закрытия юридического лица.

Все, о чем было сказано выше, относится к добровольной ликвидации. Практикуется и принудительная ликвидация. Применение таковой происходит в случае, если обнаружен факт нарушения, который никак нельзя устранить после регистрации предприятия, например, если в числе учредителей указано лицо, уже умершее. Банкротство предприятия также относится к принудительной ликвидации. Причиной закрытия юридического лица в принудительном порядке является решение суда.

Собрание акционеровПроцесс добровольного закрытия резко отличается от принудительного тем, что самими учредителями определяется принятие решения о ликвидации. Полномочия принятия такого решения имеет орган, оговоренный в уставных документах ликвидируемого предприятия. Таковым может быть собрание акционеров, когда происходит закрытие акционерного общества или просто собрание учредителей. Вышеназванные представители собрания должны обсудить и занести в протокол причины ликвидации юридического лица. После этого назначается комиссия по ликвидации, избирается председатель и члены таковой. Здесь же определяются сроки и порядок закрытия. К выбору кандидатов в ликвидаторы стоит отнестись щепетильно, так как управление делами компании на время ликвидации переходит в руки избранной комиссии. Тем более что в законодательстве не оговариваются механизмы и принципы контроля над действиями ликвидаторов и степень ответственности за нарушения, которые ущемляют права лиц, в этом заинтересованных.

В трехдневный срок со времени принятия решения о закрытии юридического лица регистрирующий орган (обычно это налоговая инспекция) обязан зафиксировать, что юридическое лицо проводит добровольную ликвидацию. После внесения такой записи в государственный реестр нельзя добавлять какие-либо изменения в учредительные уставные документы ликвидируемого предприятия. Нельзя регистрировать новые организации, учредителем которых является закрываемое юридическое лицо, во избежание ошибок в дальнейшем оформлении документов.

Уведомляем заинтересованных партнеров

Заверение подписиИтак, подаем в налоговый орган уведомление о ликвидации по форме, установленной государственным законодательством. Подпись на документе должна быть заверена в нотариальной конторе. Также подается уведомление о том, что создана ликвидационная комиссия. Форма уведомления установлена законодательством, как и в предыдущем случае. И подпись в этой форме тоже заверяет нотариус. Третий документ, который подается вместе с указанными уведомлениями, – протокол или решение собрания участников о закрытии юридического лица в двух экземплярах. После получения данной информации налоговая инспекция проводит аудит последних трех лет хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, оценивает состояние ликвидного имущества.

Следующий шаг, который необходимо предпринять, – уведомить о начале ликвидации Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Это тоже положено сделать не позднее трех дней после принятия решения. Вышеуказанные фонды заблаговременно должны проинспектировать состояние расчетов юридического лица, чтобы к моменту окончательного закрытия у представителей этих фондов не возникло вопросов. Если после проведения аудита расчетов у юридического лица обнаружатся задолженности, то Пенсионный фонд, равно как и Фонд социального страхования, ставит в известность членов ликвидационной комиссии.

Когда государственные фонды уведомлены, следует оповестить и кредиторов о закрытии предприятия. Уведомление для кредиторов размещают в журнале «Вестник государственной регистрации». В публикации обязательно указывают:Вестник государственной регистрации

  • полное название ликвидируемой фирмы;
  • реальное местонахождение (точный адрес);
  • порядок и сроки подачи требований от кредиторов;
  • контактные данные ликвидационной комиссии.

Кроме публикации в прессе, ликвидационная комиссия обязана направить индивидуальное письменное уведомление всем выявленным кредиторам с указанием порядка подачи требований.

Улаживаем формальности

Теперь все заинтересованные организации уведомлены о начале процедуры закрытия юридического лица. Представители комиссии по ликвидации могут приступать к работе по утвержденному на собрании плану. Проводится инвентаризация имущества с целью выяснения размеров и состояния активов. Устанавливается степень ликвидности активов. Подготавливаются сведения о претендентах, имеющих право на участие в разделе имущества, которое останется после ликвидации. Оценивается финансовое состояние предприятия на момент закрытия. Если использовался наемный труд, комиссия улаживает формальности, связанные с увольнением и расчетами с персоналом, подготавливает информацию, необходимую для центра занятости.

Если ликвидируемая фирма является соучредителем других организаций, то комиссия должна документально оформить вывод юридического лица из состава учредителей. В обязанности ликвидаторов входит также сверка платежей с бюджетными и внебюджетными фондами, налоговой инспекцией и другими кредиторами. Необходимо разработать план мероприятий по взысканию дебиторской задолженности, предварительно проанализировав и сгруппировав ее. Комиссией должен быть установлен и согласован порядок и очередность расчетов с кредиторами после распродажи имущества. Последним этапом в работе комиссии является подготовка и сбор документов для проведения процедуры исключения организации из Единого государственного реестра юридических лиц. Все отделы и бухгалтерия предприятия могут быть задействованы ликвидационной комиссией для сбора необходимой информации и документов.

Ликвидационный баланс

Составление ликвидационного балансаМатериал, собранный при проведении подготовительных работ, обрабатывается. Производится сверка расчетов по всем платежам. Ликвидационная комиссия на основании этих данных составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он должен отображать полную картину финансово-хозяйственного состояния предприятия на текущий момент, наличие и состояние ликвидного имущества. Промежуточный баланс утверждает учредительное собрание. Уведомление о его утверждении в трехдневный срок подается в налоговую инспекцию в форме, установленной законодательством. К уведомлению прилагается протокол о принятии промежуточного ликвидационного баланса и сам баланс. После этого можно осуществить распродажу имущества и начинать рассчитываться с кредиторами в порядке, который оговорен законом. Следует помнить, что поступления от продажи имущества облагаются налогом точно так же, как и любая другая прибыль.

Когда же расчет с кредиторами будет произведен, комиссия по ликвидации приступает к подготовке ликвидационного баланса. В этом документе отображается информация об оставшемся количестве средств и имущества предприятия, которое впоследствии будет использовано при расчете с учредителями. Ликвидационный баланс тоже утверждается собранием участников и передается в налоговую инспекцию для окончания процедуры закрытия. На основании акта производится раздел имущества между учредителями. В акте фиксируется, что и кому из оставшегося имущества передается.

Заключительный этап

Закрытие банковского счетаПо окончании всех финансовых операций и взаиморасчетов, распределения имущества, можно приступать к закрытию банковских счетов. Образец заявления с просьбой закрыть счет выдает сам банк. Заполненный и подписанный образец сдается в банк. После закрытия счета следует оповестить налоговую инспекцию, предоставив два экземпляра сообщения о закрытии счета и уведомление о закрытии, которое выдаст банк. Кроме того, в семидневный срок о закрытии банковских счетов ликвидированного предприятия ставят в известность Фонд социального страхования и Пенсионный фонд.

Последним этапом по закрытию юридического лица является подача документов в налоговый орган для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр. Перечень документов включает в себя:

  • заявление в предусмотренной законом форме;
  • ликвидационный баланс вместе с протоколом о его утверждении;
  • справка о задолженностях по персонифицированному учету (в случае если таковая не будет предоставлена, налоговая инспекция сделает запрос для уточнения этого вопроса в Пенсионный фонд);
  • платежное поручение или квитанция, фиксирующая оплату государственной пошлины.

Свидетельство о прекращении деятельности вас как юридического лица выдается налоговой инспекцией по истечении пяти дней после подачи вышеуказанных документов. Получение свидетельства означает, что предприятие снято с налогового учета. Теперь необходимо сняться с учета во внебюджетных фондах (Пенсионный и ФСС). Для этого подготовьте:

  • заявление, обычно в произвольной форме;
  • заверенную нотариусом копию уведомления о снятии с налогового учета;
  • копию ликвидационного протокола;
  • копию (заверенную нотариусом) свидетельства о прекращении деятельности ликвидируемой фирмы.

Во время снятия с учета в Фонде социального страхования к перечню документов следует добавить страховое свидетельство. Снятие с учета в статистическом управлении происходит автоматически на основании данных налоговой инспекции. После уничтожения печати документы сдают в архив и предприятие можно считать окончательно закрытым.

Свежие комментарии
    Top