Единый федеральный реестр сведений о банкротстве: порядок публикации информации
В соответствии с действующим Гражданским кодексом Российской Федерации, коммерческая организация может быть ликвидирована по нескольким ключевым основаниям. Так, одним из них является решение суда, вынесенное на основании грубого нарушения этой организацией положений действующего законодательства.
Другое возможное основание предполагает добровольное решение учредителя или учредителей компании о прекращении ею своей деятельности. Наконец, статья 65 указанного нормативно-правового акта устанавливает, что, в случае если организация оказалась не в состоянии выполнить взятые на себя финансовые обязательства, в отношении нее инициируется процедура банкротства, которая также может быть основанием для ликвидации коммерческой компании.
При этом действующее законодательство в достаточной степени защищает права и законные интересы контрагентов, которые могли находиться в деловых отношениях с такой организацией или рассматривали возможность вступления в такое взаимодействие. В частности, законодателем предусмотрены специальные инструменты, которые позволяют коммерческим компаниям выяснить, осуществляется ли в отношении их потенциального партнера процедура банкротства.
Публикация информации о банкротстве в органах печати
Такая возможность предусмотрена основными положениями Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)”. В частности, указанный нормативно-правовой акт предусматривает необходимость публикации всех существенных фактов, связанных с проведением процедуры банкротства в отношении конкретной коммерческой компании.
При этом для осуществления публикации такой информации действующее законодательство устанавливает несколько основных способов. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)”, все такие существенные факты должны быть опубликованы в специализированном органе печати.
В свою очередь, выбор соответствующего средства массовой информации уточняется в распоряжении Правительства Российской Федерации № 1049-р от 21 июля 2008 года. В соответствии с данным нормативно-правовым актом, органом печати, предназначенным для публикации информации о ходе процедуры банкротства, является газета “Коммерсантъ”.
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве
Кроме того, аналогичный объем информации подлежит внесению в специальный информационный ресурс, в рамках которого ведется сбор, систематизация, публикация и обновление данных о банкротстве юридических лиц в Российской Федерации.
Речь идет о таком ресурсе, как Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)”, информация, которая должна размещаться в таком реестре, носит общедоступный характер. В свою очередь, широкий доступ всех заинтересованных лиц к этим данным обеспечивается посредством размещения данного информационного ресурса в интернете.
Порядок осуществления работ по формированию, ведению, наполнению информацией и обновлению указанной информационной базы данных регламентируется приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 178 от 05 апреля 2013 года “Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве”.
Для обеспечения доступа к Единому федеральному реестру сведений о банкротстве оператором поддерживается специальный веб-портал, на котором размещается основная база информационных данных о существенных фактах, связанных с реализацией процедуры банкротства в отношении коммерческих компаний, и другие дополнительные разделы, такие как перечень нормативно-правовых актов, регулирующих сферу реализации процедур, которых требует несостоятельность юридических лиц, включая арбитражное управление, информацию о торгах, на которых осуществляется продажа имущества обанкротившихся организаций, и другие.
В соответствии с информацией, приводимой на данном официальном портале Единого федерального реестра сведений о банкротстве, оператором этого информационного ресурса является ЗАО “Интерфакс”. В свою очередь, такие полномочия возложены на эту организацию приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 121 от 21 марта 2011 года “Об определении оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве”: в соответствии с указанным нормативно-правовым актом, именно эта организация должна вести и обновлять данный федресурс.
Существенные факты, подлежащие публикации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве
При этом сами типы информационных сообщений, связанных с осуществлением процедуры банкротства в отношении коммерческих компаний, и их содержание достаточно четко регламентируются действующим законодательством. Основные требования к этим разделам Единого федерального реестра сведений о банкротстве указываются в Федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)”.
В частности, пункт 6 указанного нормативно-правового акта предполагает, что в случае инициации процедуры банкротства в отношении конкретной коммерческой компании в ходе ее осуществления подлежит публикации информация о следующих существенных событиях, касающихся данной компании-банкрота:
- обо всех существенных этапах проведения указанной процедуры банкротства: открытие конкурсного производства в отношении данной коммерческой компании-банкрота, введение на предприятии процедуры наблюдения, внешнего управления его деятельностью, финансового оздоровления организации. Кроме того, к этой категории существенных этапов относится собственно признание организации, имеющей непогашенные долговые обязательства перед своими контрагентами, банкротом;
- о прекращении процедуры банкротства в отношении конкретной коммерческой компании;
- о привлечении к делу о банкротстве организации внешнего арбитражного управляющего, включая сведения о его назначении, утверждении, временном отстранении от управления или освобождении от занимаемой должности;
- о заявлениях других физических или юридических лиц, имеющих намерения погасить имеющиеся долговые обязательства организации. При этом обязательной публикации подлежат только те заявления, которые были удовлетворены в порядке, установленном действующим законодательством;
- о любых изменениях в перечисленных обстоятельствах, об изменениях связанных с ними судебных решений или отмене таких судебных решений;
- о других существенных событиях, публикация информации о которых предусмотрена действующим законодательством.
Требования к содержанию информационных сообщений, размещаемых в реестре
При этом Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает требования к необходимому минимуму сведений, которые должно содержать каждое такое информационное сообщение, публикуемое в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. В частности, каждое такое сообщение должно в обязательном порядке содержать следующие разделы:
- сведения, позволяющие заинтересованным лицам однозначно идентифицировать коммерческую компанию-банкрот, о которой идет речь в конкретном сообщении. Для обеспечения полной меры такой идентификации пункт 8 статьи 28 указанного нормативно-правового акта требует приведения достаточно широкого спектра сведений, включая наименование этой организации, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес компании-банкрота и другие необходимые сведения;
- конкретный тип процедуры в рамках дела о банкротстве, а также информация об обстоятельствах рассмотрения данного дела в суде: наименование судебного органа, рассматривавшего дело, номер дела, дата принятия решения по нему и некоторые другие сведения;
- полный объем данных об арбитражном управляющем, которому поручено ведение конкурсного производства на данном предприятии в рамках осуществления процедуры банкротства: его фамилия, имя и отчество, адрес, по которому следует направлять предназначенную ему корреспонденцию, индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) и другие личные сведения. Кроме того, необходимо привести данные, раскрывающие его принадлежность к саморегулируемой организации арбитражных управляющих: ее наименование, номер записи о внесении в Единый реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, адрес места нахождения и ИНН;
- дата очередного судебного заседания. В случае если по данному делу о проведении в отношении компании-банкрота назначена дата следующего судебного заседания для рассмотрения обстоятельств дела, публикуемое информационное сообщение должно содержать сведения об этой дате;
- другие данные, предусмотренные действующим законодательством.
Действующее законодательство возлагает обязанность по обеспечению своевременного предоставления всех данных для публикации на арбитражного управляющего, которому поручено ведение конкурсного производства в рамках процедуры банкротства в отношении этой компании.
При этом необходимо иметь в виду, что закон предусматривает ответственность за неполное исполнение этой обязанности или уклонение от ее исполнения: так, в соответствии с частью 3 статьи 14.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в случае если арбитражным управляющим допущена несвоевременная публикация сведений в отношении компании-банкрота, предусмотренных законом, к нему могут быть применены различные санкции. В частности, он может подвергнуться наложению денежного штрафа или дисквалификации.
Кроме того, следует помнить, что дополнительные штрафные санкции за неисполнение арбитражным управляющим своих обязанностей в отношении организации публикации необходимой информации предусмотрены пунктом 1 статьи 20.4 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)”: согласно документу, он может быть отстранен от дела.