Публикация сведений о ликвидации юридического лица: основные требования
Процедура ликвидации юридического лица
Ликвидация юридического лица – не менее сложный процесс, чем его создание. Этот процесс требует сбора значительного количества документов, а кроме того, необходимо помнить, что его необходимо зафиксировать в органах государственной регистрации по месту территориальной принадлежности компании.
Эти требования подчас создают достаточно трудностей для учредителей юридического лица, которые приняли решение о прекращении своей деятельности, поскольку требуют от них значительных временных и организационных ресурсов. Именно поэтому руководители предприятий, решивших прекратить работу, нередко обращаются для организации всех необходимых юридических формальностей в специализированные компании, занимающиеся подобной деятельностью. Как правило, они берут на себя большую часть всех необходимых контактов с государственными органами, включая органы регистрации, налоговой инспекции и другие. На представителей ликвидируемого юридического лица в такой ситуации обыкновенно возлагается лишь функция подписания документов и некоторые другие несложные процедуры.
Однако в целом процедура ликвидации юридического лица достаточно четко прописана в действующем законодательстве. Поэтому в случае, если организаторы компании приняли решение самостоятельно произвести все необходимые процедуры, сделать это после внимательного изучения нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу, не так сложно. Важно лишь тщательно следить за соблюдением всех норм, регулирующих эту процедуру, с тем, чтобы минимизировать возможные негативные последствия ликвидации юридического лица.
Возможные основания для прекращения деятельности организации
В общем виде порядок прекращения юридическим лицом своей деятельности прописан в статьях 61, 62 и 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, статья 61 этого документа устанавливает, что ликвидация организации представляет собой остановку ее работы, не подразумевающую перехода объема ее прав и обязанностей к какому-либо другому юридическому или физическому лицу. Кроме того, согласно содержанию этой статьи, предприятие может остановить свою работу по двум основаниям: по решению суда при допущении им каких-либо грубых нарушений в процессе своей деятельности либо по решению его создателей. Кроме того, нужно иметь в виду, что дополнительным возможным основанием прекращения работы предприятия может стать его несостоятельность, то есть неспособность выполнить взятые на себя обязательства, которая называется банкротством и, в соответствии со статьей 65 ГК РФ, является основанием для ликвидации организации.
Вместе с тем наиболее организационно сложным процессом в этом отношении является именно добровольное прекращение юридического лица путем ликвидации по решению его учредителей. Так, первым шагом в направлении реализации принятого решения должно стать его письменное оформление в виде приказа или другого подобного документа и незамедлительное доведение этой информации до регистрирующего органа. Последний, в свою очередь, получив эти сведения, должен внести соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц, тем самым зафиксировав, что организация находится в стадии ликвидации. Для таких компаний в реестре отведен специальный столбец, в котором учитываются такие предприятия, с тем чтобы не принимать их во внимание при осуществлении некоторых статистических расчетов.
Необходимость создания ликвидационной комиссии
После осуществления этих действий учредители компании должны назначить ликвидационную комиссию, на которую будет возложен основной объем обязанностей, сопряженных с осуществлением юридической процедуры прекращения деятельности предприятия. Как правило, состав этой комиссии формируется из числа сотрудников организации и оформляется соответствующим приказом. Помимо простого перечисления членов указанной комиссии, в данном документе следует зафиксировать, кто именно из них будет выполнять функции председателя. Это лицо будет отвечать за своевременную подготовку и предоставление всех необходимых в ходе оформления процедуры документов, включая ликвидационный баланс предприятия.
Публикация сведений о ликвидации юридического лица и сроки ее размещения
Первым шагом, который должна предпринять вновь созданная ликвидационная комиссия в процессе своей деятельности, является публикация сообщения о прекращении предприятием своей деятельности в печатных средствах массовой информации.
Более подробно это требование, зафиксированное в ГК РФ, прописано в Приказе Федеральной налоговой службы № САЭ-3-09/355@ от 16 июня 2006 года “Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации”. В этом документе установлено, что все сведения, находящие отражение в Едином государственном реестре юридических лиц, к каковым относятся сообщения о ликвидации предприятия, должны быть опубликованы в журнале “Вестник государственной регистрации”.
Важно помнить, что организация такой публикации должна быть осуществлена в максимально короткий срок после принятия решения о прекращении работы компании. Поскольку журнал “Вестник государственной регистрации” выходит еженедельно, максимальный срок, который может пройти с момента принятия такого решения до момента публикации соответствующего сообщения, фактически составляет не более двух недель. При этом, как следует из сведений, размещенных на официальном сайте журнала, прием информации ведется ежедневно, однако необходимо принимать во внимание, что в ближайший номер попадут только объявления, поданные до 14.00 часов среды. Все публикации, поданные позднее этого срока, будут опубликованы в следующем номере.
Информация, которую должна содержать запись о прекращении деятельности юридического лица
В соответствии с требованиями законодательства журнал “Вестник государственной регистрации” устанавливает достаточно четкие требования к содержанию таких публикаций. Общее содержание таких требований определено в Приказе Федеральной налоговой службы № САЭ-3-09/355@ от 16 июня 2006 года “Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации”. Кроме того, при подготовке объявления членам комиссии, занимающейся вопросами прекращения деятельности организации, следует ознакомиться с Письмом Федеральной налоговой службы № 6-3-04/00608@ от 15 июня 2009 года “О внесении изменений в бланк-заявку и сопроводительное письмо для публикации сообщений юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации»”. В частности, в соответствии с этими документами, в перечень сведений, которые должно содержать объявление о прекращении деятельности предприятия, входит следующая обязательная информация:
- полное и сокращенное названия компании, останавливающей свою деятельность. Приведение обоих наименований необходимо для того, чтобы все контрагенты, когда-либо имевшие дело с данной организацией, могли идентифицировать ее и предъявить к ней свои требования в случае их наличия;
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН) организации. Эта цифра, состоящая из 13 знаков, представляет собой номер записи, под которой о данном предприятии внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ);
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Этот номер представляет собой цифру, состоящую из 10 знаков, которая отражает территориальную принадлежность компании и ее код в Едином государственном реестре налогоплательщиков;
- сведения о лице, лицах или органе, который принял решение о прекращении деятельности компании. Важно, чтобы эта информация совпадала с наименованием органа или сведениями о лице, подписавшем приказ об остановке работы предприятия. Чаще всего в этом качестве выступают учредитель или учредители организации;
- контактные данные членов ликвидационной комиссии. Эти сведения необходимы для того, чтобы лицо или лица, заинтересованные в получении дополнительной информации или имеющие финансовые претензии к данной компании, могли обратиться непосредственно к представителям комиссии для урегулирования имеющихся вопросов;
- информация о сроке, отведенном кредиторам и другим контрагентам ликвидируемой организации для предъявления финансовых и других претензий в отношении имеющихся обязательств. В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ данный срок определяется членами ликвидационной комиссии самостоятельно с учетом конкретных характеристик и обстоятельств процесса прекращения деятельности предприятия. Однако тот же раздел законодательства устанавливает, что длительность этого периода времени должна составлять не менее двух месяцев с тем, чтобы все возможные кредиторы успели получить информацию о факте ликвидации компании и предъявить к ней имеющиеся претензии. Кроме того, данный раздел публикуемого объявления должен содержать сведения о порядке предъявления претензий по таким обязательствам.
На официальном сайте журнала “Вестник государственной регистрации” представители редакции предупреждают заявителей о том, что вся информация, предоставляемая в заявке на публикацию сведений о прекращении работы организации, проходит первичную проверку по базе данных Федеральной налоговой службы, которая является общедоступной. Такая операция производится сотрудниками редакции с целью выявления несоответствий в значениях цифровых кодов ОГРН, ИНН и других записях, внесенных в реестры Федеральной налоговой службы. В случае выявления таких несоответствий публикация материала должна быть отложена до выяснения достоверной информации о реквизитах организации. В частности, для выяснения этих сведений сотрудники редакции вправе потребовать предоставление оригинала или копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) для идентификации организации. При этом важно помнить, что все эти документы, включая выписку из реестра, должны быть действительны по состоянию на дату предъявления.
Дополнительные документы, предъявляемые в процессе организации публикации
В перечень дополнительных документов, которые могут потребоваться представителю юридического лица при оформлении заявки на публикацию информации о его ликвидации, входит копия приказа организации о прекращении ее деятельности и создании ликвидационной комиссии, заверенная подписью составителя и печатью предприятия, и заявка на публикацию необходимых сведений, скрепленная подписью председателя упомянутой комиссии и печатью того же предприятия. В случае если форма деятельности предприятия не предусматривает наличия печати, представителю компании будет достаточно для ее идентификации предоставить ту же выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), которая предъявляется в случае выявления несоответствий в части идентификационных кодов компании. При этом, однако, следует помнить, что в этом случае предъявляемая выписка из реестра должна быть получена представителем учреждения не ранее чем за две недели до даты ее предъявления.
Кроме того, необходимо будет предъявить платежный документ, подтверждающий оплату услуг данного средства массовой информации в отношении публикации необходимых сведений, поскольку такая услуга, в соответствии с действующим законодательством, является платной.
В качестве платежных документов могут быть использованы квитанция из банка, в котором была совершена оплата, платежное поручение или другой подобный документ.
К этому пакету документов представителям ликвидируемых организаций, в качестве которых чаще всего выступают председатели ликвидационной комиссии, необходимо приложить сопроводительное письмо, оформленное в соответствии с требованиями Письма Федеральной налоговой службы РФ № 6-3-04/00608@ от 15 июня 2009 года “О внесении изменений в бланк-заявку и сопроводительное письмо для публикации сообщений юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации»”.
Дополнительные направления работы с кредиторами ликвидируемой организации
Сведения о прекращении деятельности юридическим лицом, которые публикуются в специализированных средствах массовой информации, имеют целью оповещение кредиторов и других контрагентов организации о факте ее ликвидации с тем, чтобы они имели возможность предъявить к ней финансовые претензии, обусловленные наличием непогашенных обязательств со стороны данного предприятия. Вместе с тем, пункт 1 статьи 63 ГК РФ предписывает членам ликвидационной комиссии не ограничиваться публикацией такого материала в этих целях, используя все другие доступные ей средства, которые могут способствовать установлению наличия таких кредиторов.
В случае получения информации о наличии непогашенных обязательств со стороны компании, прекращающей свою деятельность, а также в ситуации, когда членам ликвидационной комиссии доподлинно известно о существовании кредиторов, в отношении которых имеются незакрытые долги, комиссия обязана письменно уведомить таких контрагентов о факте остановки работы компании. Как правило, такое письменное информирование производится посредством рассылки писем с уведомлением о вручении.
Такая форма доведения сведений до кредиторов обыкновенно избирается для того, чтобы в случае последующего судебного разбирательства в отношении незакрытых долговых обязательств представители ликвидированных компаний имели на руках доказательство того факта, что кредиторы были своевременно извещены о прекращении работы предприятий и обладали достаточным количеством времени для предъявления имеющихся у них финансовых претензий. При этом в письмах, разосланных кредиторам, также должен быть обозначен четкий срок, отведенный для обращений по незакрытым долговым обязательствам к членам ликвидационной комиссии.
Впоследствии эти требования будут удовлетворены в пределах объема активов, имеющихся у компании на момент прекращения деятельности. После осуществления всех расчетов ликвидационная комиссия должна будет составить баланс, подтверждающий совершение выплат.