Антикризисное управление: от предприятия до государственной экономики
Рассмотрение понятия “концепция антикризисного управления” начнем с определения кризиса.
Кризис – это состояние, перелом, переворот, при котором возникают такие проблемы и ситуации, когда невозможно достижение целей существующими на данный момент средствами.
Он может быть вызван различными внешними и внутренними фактами.
Внешние факторы: социально-экономические (инфляция, несовершенство налоговой и законодательной систем, снижение уровня доходов населения, рост безработицы), рыночные (усиление рыночного монополизма, снижение емкости внутреннего рынка, валютная нестабильность), стихийные бедствия, политическая нестабильность, ухудшение криминогенной обстановки.
Внутренние факторы: производные и управленческие.
Различают кризис: экономический, финансовый, энергетический.социально-демографический, военно-политический, психологический, экологический.
Так как антикризисное управление – понятие сравнительно новое, оно используется в основном применительно к финансовому и экономическому кризису в 2-х смыслах: узком и широком.
В узком смысле концепция антикризисного управления – это комплекс мер и средств, направленных на то, чтобы помочь отдельному предприятию, попавшему в кризисную ситуацию, избежать банкротства. А в широком смысле – комплекс мер и средств, направленных на то, чтобы диагностировать, нейтрализовать, предупредить и преодолеть кризис (его явления и причины) на всех уровнях государственной экономики.
Антикризисное управление предприятием
Антикризисное управление предприятием включает в себя предупредительные меры и стратегию выхода из кризиса.
Предупредительные меры заключаются в проведении непрерывного анализа финансового состояния, дающем возможность распознать надвигающийся кризис предприятия. Предстоящий кризис можно распознать по дефициту оборотного капитала, по устареванию внедренных технологий, по растущим показателям, дебиторской и кредиторской задолженности, увеличению доли заемного капитала, потере позиций на рынке, обострению конкуренции, риску разорения и утрате конкурентоспособности.
Стратегия выхода из кризиса отдельного предприятия предполагает ряд следующих мер: выбор конкурентных позиций на рынке, оптимизацию рыночной стратегии, пересмотр ассортиментной политики, обновление факторов производства и повышение отдачи, рациональное использование всех источников дохода, пересмотр маркетинговой политики, анализ расходных статей и минимизацию затрат, правильную стратегию инвестиций…
При обнаружении кризиса нужно придерживаться стратегии, направленной на финансовое оздоровление предприятия и, во-первых, устранить внешние причины банкротства: провести меры по восстановлению платежеспособности, усовершенствованию платежного календаря, по переводу краткосрочных задолженностей в долгосрочные, низкооборотных активов в высокооборотные.
Во-вторых, необходимо принять меры по улучшению финансового состояния предприятия: постепенно погасить долги, минимизировать энерго- и ресурсные затраты, заняться поиском дополнительных источников финансирования.
В-третьих, с помощью долгосрочных способов оздоровления необходимо создать стабильную финансовую базу. Для этого нужно сменить активы под новую продукцию, постоянно укреплять позиции предприятия в растущей рыночной нише и т.д.
Весь этот комплекс мер поможет продолжать успешное развитие бизнеса и не допустить банкротства предприятия.
Антикризисное управление государственной экономикой
На примере России.
В общей системе управления государственной экономикой различают стабильное состояние экономики, нестабильное и кризис.
Антикризисное управление государственной экономикой заключается в принятии таких мер, которые позволили бы кризис перевести сначала в нестабильное состояние экономики, а затем – в стабильное.
Эти меры предполагают выявление причин возникновения кризиса, анализ финансово-экономического состояния регионов страны, разработку стратегии выхода из кризиса и контроль за выполнением стратегических задач.
Стратегические задачи выхода из кризиса включают антикризисный мониторинг, управление и регулирование.
Если в стабильном состоянии экономики государство лишь постоянно наблюдает, оценивает (мониторит) ситуацию и усовершенствует законодательство, а в неустойчивом – контролирует отдельные предприятия, отрасли и объем некоторых товаров, то во время кризиса государство жестко регулирует распределение, ценообразование, доходы и потребление.
Антикризисное управление государства сводится к 2-м функциям: гражданско-правовой и публично-правовой.
Гражданско-правовая функция определяет государство как участника гражданских отношений. Например, государство выступает кредитором, собственником и должником в процедуре банкротства .
Публично-правовая функция государства заключается в сборе налогов, поддержании курса и эмиссии национальной валюты, организации финансовой системы, обеспечении административного и законодательного управления.
При этом государство должно поддерживать приоритетные производства, удовлетворять первоочередные потребности населения, обеспечивать импорт и контролировать экспорт стратегических товаров, а также прогнозировать ситуации промышленного развития и разрабатывать инвестиционные программы, ускоряющие продвижение реформ, сокращающие (ликвидирующие) неэффективные производства .
Антикризисное регулирование предполагает, что приоритетом является не государственная собственность, а эффективная работа любой формы собственности.
Государственная промышленная политика во время кризиса должна определять приоритетные направления и формирование ресурсов для развития промышленности, создавать условия, чтобы привлечь частный капитал, на конкурсной основе отбирать участников программ инвестиций, создавать эффективные механизмы регулирования и контроля выполнения инвестиционных программ.
При этом государство должно обеспечить социальную защиту населения, финансируя из федерального бюджета минимальный социальный пакет. Это осуществляется перераспределением части доходов богатых слоев населения в пользу бедных и перераспределением части дохода высокодоходных регионов в пользу депрессивных регионов.
Переход от кризиса к стабильности
Постепенно, при переходе из кризисного состояния экономики в нестабильное и далее – в стабильное, административно-ограничительные меры должны заменяться более мягкими экономическими рычагами, стимулирующими увеличение численности самостоятельно-хозяйствующих субъектов рынка и становление развитого конкурентноспособного рынка с высокими объемами производств.
Формированию развитого рынка должна быть подчинена налоговая, кредитная, экономическая и правовая политика государства, все аспекты приватизации и политика внешней экономики государства.