Организация внешнего финансового управления
Финансовая несостоятельность коммерческой организации и ее последствия
Коммерческие взаимоотношения между компаниями практически всегда подразумевают определенную степень доверия партнеров друг к другу. Так, обыкновенная схема взаимодействия, как правило, строится таким образом, что одна компания оказывает другой услугу или поставляет товар, а через несколько дней получает оплату на свой банковский счет.
Однако в зависимости от конкретных условий договоренности между партнерами механизм взаимодействия может быть налажен и противоположным образом: сначала получатель товара или услуги перечисляет предоплату, а затем получает от поставщика необходимые ему предметы или работы.
Таким образом, временной промежуток в несколько дней, который обычно проходит до того момента, когда все договоренности между сторонами выполняются, является обычной практикой в современной российской экономике. Однако если этот временной промежуток затягивается, а компания тем самым нарушает условия договоренностей, достигнутых с партнером, то последний может принять меры для защиты своих законных прав и интересов. Одной из таких мер является банкротство в отношении компании-неплательщика. В рамках этой процедуры применительно к такой компании может быть введено внешнее управление.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что действующее законодательство предусматривает четкие условия, которые должны быть соблюдены при реализации процедуры введения внешнего управления.
В частности, пункт 2 статьи 3 Федерального закона №127 от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” прямо указывает, что признаком того, что юридическое лицо является банкротом, считается невыполнение им взятых на себя финансовых обязательств в течение трех месяцев с того дня, в который они должны были быть исполнены. Следовательно, по истечении указанного временного периода кредитор, требующий от компании-неплательщика выполнения своих финансовых обязательств перед ним, вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании недобросовестного партнера банкротом.
В результате рассмотрения такого заявления и всех обстоятельств конкретного дела арбитражный суд должен будет принять решение о том, какие меры должны быть приняты в отношении компании, продемонстрировавшей признаки, проявляющиеся при банкротстве.
Меры, которые могут быть приняты в отношении компании, объявленной банкротом
Федеральный закон №127 от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” предусматривает, что в отношении такой организации могут быть приняты следующие варианты мер, направленных на реализацию законных прав и интересов ее кредиторов:
- наблюдение, представляющее собой упорядочивание и анализ финансового состояния должника на текущий момент с целью выявления возможностей по удовлетворению требований кредиторов;
- финансовое оздоровление, в ходе которого обычно разрабатывается график погашения имеющихся задолженностей компании с учетом ее финансовых возможностей;
- конкурсное производство, в результате которого имущество компании, продемонстрировавшей признаки, проявляющиеся при банкротстве, подлежит реализации на торгах для погашения финансовых обязательств перед кредиторами;
- внешнее управление, в рамках которого руководство проблемной организацией передается в руки профессионального управляющего. В такой ситуации его задачей становится проведение такой финансовой и производственной политики, которая позволила бы восстановить платежеспособность компании и впоследствии погасить имеющиеся задолженности.
Кроме того, если между компанией-должником и ее кредиторами достигнуты соответствующие договоренности, они могут заключить мировое соглашение, условия которого всецело зависят от пожеланий сторон.
Внешнее управление и его временные ограничения
Решение о том, что на предприятии, продемонстрировавшем признаки, проявляющиеся при банкротстве, будет введено внешнее управление, требует участия сразу нескольких заинтересованных сторон и органов, которые должны высказаться в пользу такого решения.
В частности, инициатива о введении в отношении коммерческой компании такой меры должна принадлежать общему собранию кредиторов, которое затем обращается в арбитражный суд для утверждения легитимности этой процедуры. При этом следует иметь в виду, что пункт 2 статьи 93 Федерального закона №127 от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает предельный срок, в течение которого на предприятии может осуществляться такое управление.
Согласно указанному разделу нормативно-правового акта, внешнее управление вводится на срок, не превышающий 18 месяцев. Впоследствии в случае наличия необходимости он может быть продлен по решению арбитражного суда, однако дополнительный временной период, в течение которого на предприятии будет осуществляться управление, не может превышать 6 месяцев.
Таким образом, общая продолжительность периода введения внешнего управления коммерческой компанией, которая может быть признана банкротом, должна составлять не более 2 лет.
Действующее законодательство установило такие временные ограничения с целью соблюдения законных прав и интересов кредиторов, поскольку в течение этого периода обычно становится ясно, способно ли предприятие восстановить свою платежеспособность. В противном случае арбитражный суд вправе избрать другой способ для удовлетворения финансовых претензий кредиторов, например, ввести конкурсное производство.
Характер процедуры введения внешнего управления
В ходе реализации процедуры управления коммерческое предприятие обычно продолжает свою деятельность, например, осуществляет производство или торговлю. Однако внешнее управление, введенное на предприятии, влечет за собой достаточно серьезные изменения в его работе.
Так, от управления предприятием полностью отстраняется его прежнее руководство, а его полномочия переходят к внешнему управляющему. При этом последний обладает правом в зависимости от текущих условий, сформировавшихся в организации, уволить прежнее руководство или предложить его представителям перейти на другую должность в рамках компании.
Когда в отношении предприятия, которое может быть признано банкротом, вводится внешнее управление, должны быть соблюдены требования, призванные обеспечить для него максимально комфортные и эффективные условия восстановления платежеспособности.
Пункт 1 статьи 94 Федерального закона №127 от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает, что все меры, которые к моменту введения внешнего управления уже были приняты в отношении организации для соблюдения законных прав и интересов кредиторов, подлежат отмене. Кроме того, в период введения внешнего управления процесс удовлетворения требований кредиторов временно приостанавливается, а аресты и иные ограничения в отношении имущества компании, продемонстрировавшей признаки, проявляющиеся при банкротстве, могут производиться только арбитражным судом в рамках процедуры признания компании банкротом.
Деятельность внешнего управляющего
Особые полномочия во введении внешнего управления действующее законодательство отводит внешнему управляющему. Пункт 1 статьи 96 Федерального закона №127 от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” гласит, что его кандидатура подлежит утверждению арбитражным судом. При этом указанный раздел данного нормативно-правового акта устанавливает, что ее утверждение должно быть произведено одновременно с принятием решения о том, что предприятие требует введения внешнего управления.
Вступив в свои права, внешний управляющий должен первоначально разобраться во всех аспектах финансового положения предприятия, имеющего признаки, проявляющиеся при банкротстве, на текущий момент. Статья 99 Федерального закона № 127 от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” предполагает, что с этой целью ему надлежит провести инвентаризацию находящегося в его распоряжении имущества, изучить бухгалтерскую и статистическую отчетность, сформировать реестр требований кредиторов при банкротстве и произвести иные действия, которые позволят ему получить полную картину финансового и хозяйственного положения организации.
После того как вся эта процедура будет им завершена, внешний управляющий должен сформировать план управления предприятием на период реализации процедуры введения внешнего управления, а затем представить его на утверждение собранию кредиторов с тем, чтобы они могли удостовериться, что этот план служит соблюдению их законных прав и интересов. Если разработанный данным специалистом в области внешнего управления план будет принят собранием кредиторов, в дальнейшем ему надлежит осуществлять свои профессиональные обязанности в строгом соответствии с ним.
После того как срок проведения процедуры внешнего управления, назначенный арбитражным судом, истечет, специалист должен будет вновь выступить перед собранием кредиторов, представив отчет о реализации разработанного им на начальном этапе плана. На этом собрании кредиторы получат возможность оценить результаты деятельности управляющего как в их соответствии первоначальному плану, так и в отношении полученных в результате его реализации итогов. Когда отчет внешнего управляющего будет озвучен на собрании кредиторов, этот совещательный орган должен принять решение о дальнейших действиях в отношении компании-должника.
Если результаты деятельности внешнего управляющего оказались удовлетворительными и привели к восстановлению его платежеспособности, оно может перейти к расчетам с кредиторами и удовлетворить их финансовые требования. В противном случае собрание кредиторов может вынести решение о том, что внешнее управление должно быть продлено, либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о принятии в отношении компании, которая может быть признана банкротом, других мер, направленных на удовлетворение законных прав и интересов кредиторов. Например, в рамках процедуры банкротства может быть инициировано конкурсное производство.