Налоговые риски: как избежать проблем с налоговыми органами
Налоговые споры вредят деловой репутации, приводят к разрыву контактов с партнерами, дорожащими своим именем, региональными и местными администрациями. Кроме того, в современном цифровом мире это может даже стать причиной так называемой отмены бренда. Громкие уголовные дела, фигурантами которых стали известные блогеры, тому яркое подтверждение. Поэтому сегодня мы поговорим о том, на что стоит обратить внимание, чтобы избежать проблем с налоговым органом.
Проявление должной осмотрительности
Если компания не проявляет должную осмотрительность в выборе контрагентов, она может столкнуться с признанием налоговой выгоды необоснованной в соответствии со статьей 54.1 НК РФ.
Поэтому, прежде чем заключить бизнес-контракт, стоит изучить информацию о потенциальном контрагенте, удостовериться, что он является действующим юридическим лицом и исполняет свои налоговые обязательства. Также будет нелишним периодически проверять и то, как Ваша компания выглядит в глазах партнеров, есть ли о ней вся необходимая информация в ЕГРЮЛ, в том числе данные о фактическом местонахождении.
Деловая документация
При определении размера налогов важную роль играют расходы организации. Поэтому они должны быть обоснованы и подтверждены документально. А с последнем у компаний часто возникают разного рода проблемы: начиная от неверно составленных бизнес-контрактов, где не согласованы существенные условия (например, в договоре подряда не указан срок выполнения работ), заканчивая отсутствием счетов-фактур, на основании которых, согласно статье 172 НК, производятся налоговые вычеты.
Поэтому стоит доверить разработку договоров с контрагентами грамотным юристам и вести полноценный документооборот, сопровождая каждую операцию соответствующими бумагами.
Сотрудничество с ИП и самозанятыми
Сегодня компании часто нанимают сторонних исполнителей, обладающих определенными навыками на аутсорс: например, копирайтеров, юристов, системных администраторов, мастеров по ремонту техники и оборудования. Это позволяет оптимизировать бизнес-процессы внутри компании и снизить финансовые издержки.
Однако часто у бизнеса возникают проблемы при заключении договоров с самозанятыми и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги самостоятельно. К примеру, компании, занимающейся разработкой сайтов, периодически нужны баннеры, логотипы, презентации. Поэтому она находит графического дизайнера и заключает с ним договор оказания услуг. Но прописывает в нем не только условия оплаты труда, список обязанностей, но и режим работы, чтобы исполнитель всегда был на связи со штатными сотрудниками, оперативно вносил изменения в проекты и мог в любой момент подключиться к обсуждению новой концепции оформления сайта. Но в этом случае договор получает признаки трудового. И компания может быть заподозрена в сокрытии трудовых отношений и уклонении от уплаты налогов. Поэтому за составлением договоров лучше обратиться в адвокатское бюро, в котором работают опытные юристы, знающие все требования законодательства и понимающие особенности каждого типа документа о сотрудничестве.