Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя
Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя: куда обращаться
Индивидуальное предпринимательство – относительно простая форма, позволяющая легитимно осуществлять коммерческую деятельность на территории Российской Федерации. В этой связи к такому варианту организации своей предпринимательской деятельности прибегает множество бизнесменов, которые работают в самых разных отраслях: занимаются торговлей, оказанием различного рода услуг или другой деятельностью.
Однако в каждом таком случае невозможно полностью исключить влияние негативных факторов на работу индивидуального предпринимателя, который может столкнуться с сокращением спроса на свою продукцию, ростом стоимости аренды необходимого ему помещения и другими непредвиденными обстоятельствами. Они, в свою очередь, могут привести к тому, что прибыль, получаемая бизнесменом, оказывается меньше той, на которую он рассчитывал, или вовсе не покрывает расходы. В такой ситуации ему потребуется такая процедура, как ликвидация ИП: пошаговая инструкция по ее осуществлению будет приведена ниже.
Ели бизнесменом принято решение о том, чтобы самостоятельно прекратить свою деятельность и ликвидировать работу в качестве индивидуального предпринимателя, следует осуществить несколько основных шагов. Так, первый этап реализации такой пошаговой инструкции для гражданина, решившего ликвидировать ИП, включает подготовку документов, необходимых для подачи в государственный орган, осуществляющий регистрацию фактов начала и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей. В настоящий момент эти функции возложены на Федеральную налоговую службу Российской Федерации, которая, кроме того, осуществляет ведение общей информационной базы, содержащей сведения о деятельности ИП – Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). В этой связи необходимо помнить, что обращаясь в указанный государственный орган с заявлением о том, чтобы ликвидировать свою деятельность, индивидуальному предпринимателю следует погасить имеющиеся задолженности перед Федеральной налоговой службой, поскольку их наличие может быть легко проверено сотрудниками организации в момент подачи заявления.
Составление пакета документов для предоставления в регистрирующий орган
Сам же пакет документов, которые индивидуальный предприниматель должен подать в Федеральную налоговую службу Российской Федерации, чтобы ликвидировать ИП, достаточно лаконичен и включает в себя лишь две составляющих.
Первая из них – заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Однако, составляя такое заявление, бизнесмену необходимо помнить о том, что действующее законодательство предусматривает для него специальную форму.
В настоящее время нормативно-правовым документом, регламентирующим форму подобного заявления, является Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации № ММВ-7-6/25@ от 25 января 2012 года “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств”. Приложение № 15 к указанному нормативно-правовому акту и представляет собой форму заявления № 26001, которую необходимо заполнить индивидуальному предпринимателю, решившему самостоятельно прекратить свою деятельность и ликвидировать ИП.
Второй документ, который входит в список обязательных к подаче в Федеральную налоговую службу Российской Федерации для регистрации факта прекращения работы бизнесмена в качестве индивидуального предпринимателя, представляет собой квитанцию об оплате государственной пошлины, поскольку в соответствии с действующим законодательством указанная процедура является платной. Размер пошлины за осуществление необходимых регистрационных действий установлен Налоговым кодексом Российской Федерации. В частности, подпункт 7 пункта 1 статьи 333.33 указанного нормативно-правового акта определяет, что размер пошлины, которую должен уплатить индивидуальный предприниматель, принявший решение о прекращении своей работы в этом качестве, составляет 20% от величины пошлины, которую он уплатил при регистрации.
В свою очередь, размер пошлины, подлежащей уплате за процедуру государственной регистрации индивидуального предпринимателя, установлен подпунктом 6 того же раздела указанного нормативно-правого акта и составляет 800 рублей. Таким образом, величина пошлины, подлежащей уплате бизнесменом, решившим самостоятельно прекратить свою работу и ликвидировать ИП, составляет 160 рублей. Соответственно, квитанция об оплате, представленная им в Федеральную налоговую службу Российской Федерации при подаче соответствующего заявления, должна соответствовать данной сумме.
Инструкция по подаче необходимых документов
Таким образом, заявление о прекращении работы в качестве ИП и квитанция об оплате пошлины представляют собой те документы, которые являются необходимыми для того, чтобы ликвидировать деятельность в этом качестве. Следующий этап реализации пошаговой инструкции предполагает, что, осуществив их подготовку, бизнесмен должен обратиться в территориальный орган Федеральной налоговой службы в соответствии с местом регистрации ИП. При этом осуществить подачу необходимых документов можно 2-мя основными способами: лично или письмом, отправленным по почте. Последний способ может быть очень полезен заявителю в случае, если, например, в настоящий момент он находится за пределами того населенного пункта, где была осуществлена регистрация ИП, однако не хочет терять время, ожидая появления возможности личной подачи документов в регистрирующий орган.
Отправляя квитанцию и заявление в регистрирующий орган письмом, следует помнить о том, что в этом случае подпись заявителя, проставленная на форме, должна быть заверена нотариально. Это позволит специалистам, получившим заявление, удостовериться в том, что лицом, изъявившим желание самостоятельно прекратить свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, действительно является сам ИП.
В рамках сложившейся практики для отправки документов в Федеральную налоговую службу по почте в этом случае выбирается письмо с уведомлением о вручении, которое позволяет точно установить дату получения документов специалистами регистрирующего органа. Установление этой даты является важным, поскольку именно она служит точкой отсчета для определения срока, в течение которого должны быть осуществлены все необходимые регистрационные действия. В частности, действующее законодательство предусматривает, что указанный срок составляет пять рабочих дней, причем при их исчислении не учитывается сам день подачи необходимых документов.
Срок и порядок регистрации факта прекращения работы индивидуальным предпринимателем
После истечения указанного срока специалисты территориального органа Федеральной налоговой службы Российской Федерации, которые осуществляли рассмотрение заявления, должны выдать бывшему индивидуальному предпринимателю свидетельство, подтверждающее прекращение его деятельности в этом качестве. Кроме того, действующее законодательство требует, чтобы выдача такого заявления сопровождалась внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Именно внесение соответствующей записи является заключительным шагом, подтверждающим факт прекращения работы гражданина в качестве ИП.
Реализуя приведенную инструкцию, следует помнить о том, что в настоящее время закон не требует от предпринимателя погашения задолженностей перед государственными фондами, например, Пенсионным фондом или Фондом социального страхования, на момент подачи заявления о прекращении деятельности. Не требуется также и справка об отсутствии задолженности. Однако необходимо помнить, что после прекращения деятельности ИП долги, которые имелись у бизнесмена в качестве индивидуального предпринимателя, перейдут к нему как к физическому лицу, поэтому оплатить их все равно придется.