Бесплатная консультация юриста по телефону:
  • 8 (495) 137-70-84 — Москва
  • 8 (812) 426-34-08 — Санкт-Петербург
  • 8 (343) 339-42-60 — Екатеринбург
  • 8 (800) 333-45-16 (доб. 968) — общий

Показатели оценки дебиторской задолженности

Каждый субъект хозяйствования стремится продать свои товары (услуги). Для этого необходимо расширять круг покупателей. При заключении договоров с контрагентами учитываются их пожелания и финансовые возможности. Предоставляя отсрочку, организация тем самым привлекает потенциальных покупателей. Но также возникает риск неуплаты по счетам.

Взыскание дебиторской задолженности

При накоплении неоплаченных счетов необходимо контролировать, анализировать и прогнозировать финансовое состояние организации. Нужно следить за сроками возврата долгов, определять период погашения дебиторской задолженности и правильно выбирать кредитную политику с покупателями.

Виды и структура дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность – это сумма долгов, причитающихся предприятию от юридических или физических лиц. Она является важной составляющей хозяйственного процесса любого субъекта.

Исходя из срока погашения долга или оплаты счета, дебиторская задолженность разделяется на два вида: краткосрочная (если срок погашения составляет до 12 месяцев) и долгосрочная (если срок погашения предполагается более чем через 12 месяцев).

В бухгалтерском учете дебиторская задолженность разделяется по статьям баланса:

Уголовное право

  • покупатели и заказчики;
  • векселя к получению;
  • дочерние и зависимые организации;
  • авансы выданные;
  • прочие дебиторы.

Проводить анализ следует в разрезе его структуры и определять долю по каждой статье.

Образование нормальной дебиторской задолженности в организации является естественным процессом, например:

  • товары отгружены, но оплата еще не поступила;
  • сотруднику организации выдана подотчетная сумма или предоставлена ссуда;
  • перечислен аванс поставщику за товары.

Появление и накопление просроченной «дебиторки» (срок выплаты которой прошел) влечет за собой ухудшение финансового результата организации. Поэтому следует внимательно оценивать платежеспособность контрагентов и аккуратно работать с новыми покупателями.

Анализ дебиторской задолженности

Оформление документов

С помощью анализа можно выявить размер суммы долга, причитающегося организации, причины возникновения просрочки и ее динамику. В начале анализа следует оценить общий объем задолженности, а затем по каждой статье.

Резкое уменьшение дебиторской задолженности может быть в результате сокращения продаж, непредоставления отсрочки, оттока покупателей товаров. В свою очередь причинами резкого ее увеличения могут быть сложности при реализации продукции, снижение платежеспособности покупателей или высокий рост продаж.

Для выявления факторов, которые привели к образованию сомнительной дебиторской задолженности, проводится анализ по каждому дебитору организации и срокам ее возникновения на основании данных бухгалтерского учета.

Оценка оборачиваемости

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности – это показатель расширения или снижения коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Это показатель отношения оборота продаж (выручки) к средней величине дебиторской задолженности. Формула для расчета:

Кодз = ВР:ДЗ,

где ВР – выручка от реализации;

ДЗ – средняя дебиторская задолженность.

Особенности оформления документов

Период погашения рассчитывается для определения срока, за который кредиторы расплачиваются с дебиторами. Чем выше этот показатель, тем выше риск неуплаты по счетам. Период инкассации долга должен рассчитываться по юридическим и физическим лицам, при этом следует уделять внимание на вид товара, по которому предоставлена отсрочка, и условия договора. Формула для расчета:

Ппдз = Т / Кодз,

где Т – длительность периода;

Кодз – коэффициент оборачиваемости.

Или он может рассчитываться по другой формуле:

Ппдз = ДЗ : (ВР : Т),

Оформление договора

Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных средств определяется для анализа финансового положения организации. Данный вид долга относится к оборотным активам. Они отличаются от внеоборотных активов тем, что за определенный период превращаются в финансы организации. Поэтому, если доля иммобилизованных активов высокая, а к ним относится дебиторская задолженность, то это тормозит финансовый процесс. Данный показатель рассчитывается:

Удз = (ДЗ : СО) * 100,

где СО – объем оборотных средств.

Доля сомнительной задолженности определяет качество дебиторской задолженности. Если показатель увеличивается, это свидетельствует о снижении ликвидности организации (то есть снижении возможности организации покрывать свои обязательства за счет активов). Он рассчитывается:

Усдз = (СЗ : ДЗ) * 100,

где СЗ – сомнительная задолженность.

Скрытую «дебиторку», которая может возникнуть вследствие предварительной оплаты материалов поставщикам без их отгрузки организации, выявляют на основе анализа и оценки состояния расчетов по данным аналитического учета.

Сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности

Легализация документов

Для полноты анализа дебиторскую задолженность необходимо сопоставить с кредиторской. Положительным результатом считается, если первая не превышает вторую. То есть организация больше привлекает финансов, чем тратит. Но слишком большая разница может означать неспособность организации платить по своим счетам.

Для сопоставления необходимо рассчитать период оборачиваемости, период погашения долга, темп роста кредиторской задолженности. Показатели оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности не должны в значительной степени превышать друг друга.

Принятие управленческих решений

Руководство предприятия, исходя из результатов проведенного анализа, должны принимать управленческие решения, чтобы сократить период погашения долга и улучшить работу с контрагентами. Например:

Проверка документов

  • тщательнее контролировать состояние расчетов с покупателями и подрядчиками;
  • проверять платежеспособность покупателей;
  • чаще осуществлять инвентаризацию в организации;
  • проводить взаимозачеты;
  • наладить систему скидок с контрагентами;
  • выбрать правильную кредитную политику.

Чтобы разработать правильную кредитную политику, следует определить:

  • период отсрочки платежа;
  • сумму, которую организация может предоставить покупателю в качестве кредита;
  • правила сбора платежей;
  • размер скидок.

Помимо всего прочего, необходимо проводить работу по удержанию клиентов. Обучать менеджеров этикету общения с контрагентами и стратегии продаж. Также на них следует возлагать определенную долю ответственности, но не всю. При возникновении просрочки по платежам можно применять штрафные санкции или премировать за отсутствие долгов по счетам.

Инвентаризация дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность подлежит обязательной инвентаризации, так как является имуществом организации. Инвентаризацию необходимо проводить раз в квартал (или чаще). По ее результатам выявляются суммы сомнительной и безнадежной «дебиторки», определяются сроки ее возникновения.

По итогам инвентаризации бухгалтер должен составить справку. На основании бухгалтерской справки руководитель организации издает приказ о списании сумм просроченной и безнадежной дебиторской задолженности, если это необходимо. Период списания безнадежной дебиторской задолженности и период ее возникновения должны соответствовать.

При выявлении просроченных платежей руководству организации следует принять меры для погашения кредиторами своих обязательств. Необходимо напомнить должникам, что у них есть неоплаченные счета и что нужно погасить долг в срочном порядке. Если переговоры не улучшают ситуацию, то следует обратиться в суд для истребования суммы долга.

Все организации должны контролировать свою финансовую деятельность. При работе с покупателями желательно проводить анализ их платежеспособности. В договорах должны быть отражены все сроки уплаты по счетам и штрафные санкции, если покупатель откажется погасить свои обязательства в срок.

Свежие комментарии
    Top