Бесплатная консультация юриста по телефону:
  • 8 (495) 137-70-84 — Москва
  • 8 (812) 426-34-08 — Санкт-Петербург
  • 8 (343) 339-42-60 — Екатеринбург
  • 8 (800) 333-45-16 (доб. 968) — общий

Субсидиарная ответственность руководителя предприятия-банкрота

Тема выплаты долгов всем кредиторам при банкротстве предприятия является актуальной. Часто бывает, что у компании-должника отсутствует имущество и денежные средства. В таком случае обязанность выплаты долгов из собственных средств может возлагаться на ее руководителя и учредителей (участников). Законодательством о банкротстве предусматривается возможность привлечения к субсидиарной ответственности лиц, которые виновны в банкротстве должника.

Обязательства по договору.

Субсидиарная ответственность должностных и контролирующих лиц по обязательствам предприятия-должника является дополнительной к ответственности бюджетного или коммерческого предприятия.

К субсидиарной ответственности по обязательствам должника могут быть привлечены руководитель, учредитель или член совета директоров, то есть лицо, которое принимает участие в управляющей деятельности организации и ответственное за обязательства.

Рассмотрим основные вопросы, связанные с привлечением к ответственности руководителя должника и учредителей (участников) за действия, приведшие к банкротству.

Основные положения

Договор.Основные нормы о субсидиарной ответственности за доведение предприятия до банкротства предусматриваются частью первой ГК РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 56 ГК РФ, когда банкротство юридического лица вызвано собственником имущества, учредителями (участниками) или иными лицами, имеющими право дачи обязательных указаний или возможность влияния на принятие решений и осуществление действий, на данных лиц может возлагаться субсидиарная ответственность по его обязательствам, если имущества юридического лица недостаточно для погашения долгов.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26.10.2002г. уточняет ответственность при банкротстве. Статья 2 данного закона вводит понятие «контролирующих лиц»:

  1. Лицо, контролирующее должника, – это лицо, которое имеет или имело в течение 2-х лет до принятия арбитражным судом заявления о признании банкротом должника право дачи обязательных для исполнения должником указаний или иную возможность управлять действиями должника, в том числе посредством принуждения руководителя и других членов органов управления или оказания влияния другим образом.

В частности, лицами, контролирующим должника и несущими ответственность при банкротстве, могут быть признаны:

  • лицо, которое имело право совершать от имени должника сделки на основании доверенности, нормативного правового акта или специального полномочия;
  • члены ликвидацонной комиссии;
  • лицо, имевшее право распоряжаться 50 (пятьюдесятью) и более процентами акций акционерного общества или больше чем половиной долей уставного капитала общества.

Пункт 4 статьи 10 Федерального закона №127 устанавливает, что контролирующие должника лица несут солидарно субсидиарную ответственность по фискальным обязательствам должника и обязанностям по оплате обязательных платежей.

Субсидиарная ответственность руководителя должника.Аналогичные нормы о привлечении к субсидиарной ответственности учредителей (собственников, участников) юридических лиц за доведение юридических лиц до банкротства содержатся в части 3 статьи 3 Федерального закона №14 от 08.02.1998г., пункте 3 статьи 3 Федерального закона №208 «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г., пункте 2 статьи 7 Федерального закона №161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002г.

Условия привлечения к ответственности

Лица, которые привели к банкротству юридического лица (бюджетного или коммерческого предприятия) посредством использования своих полномочий по влиянию на его действия, несут обязательства по долгам данного должника.

Солидарная ответственность.Если имущества предприятия недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то личное имущество руководителя или учредителя может быть направлено на взыскание долгов.

Для привлечения контролирующих и должностных лиц должника недостаточно доказательства факта дачи обязательных к исполнению указаний. К тому же нужно установить причинно-следственную связь между действиями вышеуказанных лиц и неблагоприятными последствиями в виде причинения имущественного вреда кредиторам, то есть невозможности погашения своих долгов.

Приведем основные условия привлечения должностных (контролирующих) лиц должника к субсидиарной ответственности.

1. Субъект

Принцип субсидиарной ответственности.Субъектом является субсидиарный должник – лицо, обладающее правом дачи обязательных указаний или возможностью иным способом влиять на действия юридического лица.

Согласно положениям абзаца 2 пункта 2 статьи 56 ГК РФ к субъектам относятся учредители (участники), собственники имущества организации и иные лица, имеющие право давать обязательные указания или иным образом имеющие возможность влиять на действия должника. Также пункт 5 статьи 10 ФЗ №127 прямо относит руководителя должника к числу субъектов ответственности.

2. Факт банкротства юридического лица

Возможность привлечения должностных (контролирующих) должника лиц возникает после признания организации (бюджетного или коммерческого предприятия) банкротом, то есть после вступления в силу судебного решения о признании должника банкротом.

3. Причинно-следственная связь

Обязательным элементом является причинно-следственная связь, бремя доказывания которой возлагается на истца.

Платежи по субсидиарной ответственности.Для привлечения к субсидиарной ответственности нужно доказать, как действия (бездействие) должностных (контролирующих) лиц должника стали причиной банкротства. Для установления причинно-следственной связи между несостоятельностью должника и действиями ответчика используются материалы финансового анализа и данные бухгалтерской отчетности, которые позволяют оценить динамику снижения платежеспособности и уменьшения активов юридического лица. Также рассматривается вопрос непосредственного отношения действий ответчика к банкротству или к этому привели иные причины.

Процедура доказывания причинно-следственной связи в действиях ответчика по доведению организации до банкротства довольно сложна и не всегда удается истцу.

Нужно доказать, что действия по доведению до банкротства совершены с прямым умыслом. Для этого руководитель должен предвидеть банкротство, желать и способствовать этому своими действиями.

Однако, в оправдание руководитель может сослаться на следующее:

  • недооценку рыночных факторов;
  • неправильный прогноз развития предприятия;
  •  профессиональные просчеты.

4. Вина в банкротстве должника

Задолженность.Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона №127, необходимым условием является наличие вины в доведении до банкротства.

Она выражается в неисполнении соответствующим лицом обязанностей по принятию должных мер, направленных на соблюдение прав третьих лиц, и соблюдению должной степени разумности и осмотрительности. Для доказывания вины по делам о доведении до банкротства должны быть выяснены обстоятельства, указывающие на небрежность или умысел, допущенные руководстве должником, при совершении сделок или других юридических действий.

Обязательства руководителя банкрота

Взыскание задолженности.Согласно положениям Федерального закона №127, специальный субъект в делах о банкротстве – это руководитель организации-банкрота (бюджетного или коммерческого предприятия). Статьей 9 Федерального закона №127 предусмотрена ответственность руководителя за неподачу заявления должника.

Руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случаях, если:

  • удовлетворение требований кредиторов делает невозможным исполнение денежных обязательств, обязанностей по оплате обязательных платежей и других платежей перед другими кредиторами в полном объеме;
  • руководящий орган должника принял решение об обращении с заявлением должника в арбитражный суд;
  • взыскание на имущество должника может осложнить или сделать невозможной хозяйственную деятельность должника;
  • должник является неплатежеспособным или у него недостаточно имущества.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона №127, заявление должника направляется в арбитражный суд в вышеописанных случаях не позднее месяца с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

Статья 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» №129 от 21.11.1996г. устанавливает основания для привлечения руководителя к субсидиарной ответственности в случае нарушения обязательного порядка составления, ведения, хранения документов бухучета и отчетности, которое выражается в отсутствии этих документов, искажении их содержания или отсутствии сведений об имуществе и обязательствах должника.

Применительно к таким случаям для привлечения к субсидиарной ответственности руководителя достаточным является доказать факт отсутствия или искажения документов, которые содержат сведения об имуществе должника. По специальной норме руководитель в качестве специального субъекта может нести обязательства по всем имеющимся долгам должника.

Лица, контролирующие должника

Деньги.Пункт 4 статьи 10 ФЗ №127 устанавливает то, что на контролирующие лица солидарно возлагается субсидиарная ответственность по денежным обязательствам должника, обязанностям по оплате обязательных платежей после приостановления расчетов по требованиям о возмещении вреда, который причинен имущественным правам кредиторов в результате выполнения указаний контролирующих лиц, или исполнения обязательств при недостаточности его имущества, представляющих собой конкурсную массу.

Контролирующие лица могут быть признаны солидарными должниками, то есть лицами, несущими ответственность по всем обязательствам. Кредитор может предъявить требования к одному из данных лиц или сразу ко всем лицам.

При недостаточности имущества банкрота для полного удовлетворения требований конкурсный управляющий (кредитор) привлекает любых лиц, признаваемых контролирующими должника, в любом размере в соответствии с суммой непогашенной задолженности.

При этом существуют основания для снижения (освобождения) от субсидиарной ответственности конкретных лиц, к которым обращены соответствующие требования. Суд обладает правом снижения размера ответственности или освобождения от нее.

Если вред, причиненный контролирующим лицом имущественным интересам кредиторов, оказался значительно меньше размера требований, то арбитражный суд вправе уменьшить размер ответственности. Контролирующее лицо не подлежит привлечению в случае доказательства добросовестности и разумности своих действий в интересах организации-должника.

Привлекаемое лицо должно доказать отсутствие виновных действий. Однако, если привлекаемый субъект не докажет разумность и добросовестность своих действий, это не означает автоматического привлечения к субсидиарной ответственности.

В процессе судебного разбирательства суд должен полно и всесторонне исследовать все обстоятельства дела. И только на основании всех доказательств проводится установление факта невиновности привлекаемого лица и освобождения от ответственности контролирующего лица.

Налоговые долги

Привлечение к субсидиарной ответственности в налоговой сфере отличается от субсидиарной ответственности в области гражданского права. В налоговых правоотношениях нет волевого элемента, так как должник не обладает средствами, необходимыми для погашения налоговой задолженности. В гражданских правоотношениях может возникнуть ситуация, когда при наличии финансовых возможностей должник отказывается исполнять обязательства по каким-либо причинам.

Пункт 2 статьи 49 НК РФ устанавливает то, что при недостаточности денежных средств банкрота для исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, задолженность погашается учредителями (участниками) банкрота в порядке, установленном законодательством РФ.

Возможность привлечения к субсидиарной ответственности по налоговым долгам участников (учредителей) возникает только в случае банкротства по их вине.

Таким образом, определены условия ответственности участников (учредителей) банкрота по налоговым долгам:

  • недостаточность денежных средств банкрота;
  • ликвидация компании в результате ее банкротства;
  • наличие вины участников в доведении предприятия до банкротства.

При отсутствии одного из условий невозможным становится привлечение к ответственности участников предприятия.

Установление вины участников в банкротстве является довольно сложным, так как необходимо доказать наличие прямого умысла в действиях участников юридического лица.

Причиной ликвидации может быть не только несостоятельность предприятия. Статьей 61 Гражданского кодекса РФ определены основания для ликвидации организации. В случае, если причиной ликвидации не является банкротство, констатируется отсутствие оснований применения пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ и взыскания с участников (учредителей) предприятия налоговых долгов.

Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности

Пункт 12 статьи 142 Федерального закона №127 предоставляет возможность конкурсным кредиторам (уполномоченным органам) самостоятельно требовать привлечения ответственных лиц в случае невозможности удовлетворения требований за счет конкурсной массы.

Кредиторам обладают правом самостоятельной подачи заявления о привлечении контролирующих лиц. Также на собрании кредиторов они могут принять решение о подаче конкурсным управляющим заявления о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Главной целью законодательства о банкротстве является погашение задолженности должника перед кредиторами. На практике часто случается, что совокупный объем требований кредиторов многократно выше стоимости имущества должника.

Поэтому важным для защиты интересов кредиторов является возможность привлечения виновных в банкротстве лиц к субсидиарной ответственности.

Законодательство о банкротстве дает возможность кредиторам рассчитывать на удовлетворение своих требований не только за счет должника-банкрота, но и за счет их руководителей и учредителей.

Свежие комментарии
    Top