Бесплатная консультация юриста по телефону:



Значение реестра конкурсных управляющих в ходе процедуры банкротства

Порядок реализации и основные участники процедуры банкротства коммерческой компании

Банкротство коммерческой организации, то есть признание ее несостоятельной в отношении принятых на себя финансовых обязательств, представляет собой достаточно сложную юридическую процедуру, требующую участия различных категорий лиц. Собственно основные характеристики указанной процедуры, в также порядок вовлечения участников в ее реализацию зафиксированы в Федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)”, который содержит полное и исчерпывающей описание всех возможных сценариев развития событий в случае, если коммерческая компания оказалась неспособной погасить ранее принятые на себя финансовые обязательства.

Банкротство

Так, одним из первых, кто вовлекается в указанную процедуру, является лицо, выступающее в качестве инициатора процедуры банкротства. Его роль в этом случае заключается в подаче в арбитражный суд искового заявления о признании должника банкротом, а также приложении к указанному исковому заявлению всех необходимых документов и свидетельств, подтверждающих наличие у него непогашенной задолженности перед истцом. При этом следует иметь в виду, что подавать такое заявление кредитор имеет право не ранее, чем по истечении 3 месяцев с того момента, как соответствующая задолженность должна была быть погашена согласно условиям заключенного между сторонами договора. Такое требование, установленное статьей 3 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)”, дает компании, чьи финансовые трудности носят временный характер, возможность активизировать свою деятельность и найти источники погашения образовавшейся задолженности.

Судебная инстанция

При этом следует принимать во внимание, что в качестве лица, которое обращается в судебную инстанцию с исковым заявлением, содержащим требование о признании компании-неплательщика финансово несостоятельной, может выступать не только кредитор, перед которым организация имеет долг, например, по оплате предоставленных товаров или услуг.

Статья 7 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” устанавливает, что существуют и другие категории лиц, обладающие правом на подачу этого заявления. В частности, одним из вариантов является обращение в арбитражный суд с соответствующим требованием представителей самой компании-должника, руководство которой осознает, что имеющихся в ее распоряжении финансовых средств недостаточно, чтобы оплатить образовавшуюся задолженность.

Кроме того, в роли истца, выдвигающего требование об инициации процедуры банкротства в отношении компании-неплательщика, действующее законодательство допускает рассмотрение представителей уполномоченных органов, в задачу которых входит контроль за финансовой дисциплиной юридических лиц в отношении уплаты обязательных платежей, включая налоги и сборы. Таким образом, в случае наличия у рассматриваемой компании задолженности перед Федеральной налоговой службой по уплате налогов за завершившийся налоговый период, указанный орган вправе обратиться в арбитражный суд с требованием признать неплательщика финансово несостоятельным.

Основные сценарии реализации процедуры банкротства в зависимости от обстоятельств дела

Исковое заявление

После того как соответствующее исковое заявление подано в судебную инстанцию, в процесс реализации процедуры банкротства в отношении коммерческой компании включается арбитражный суд. Его роль на этом этапе заключается в определении параметров дальнейшего осуществления рассматриваемой процедуры. В частности, ему предстоит рассмотреть все обстоятельства дела, включая финансовое состояние должника на текущий момент и перспективы его улучшения с точки зрения удовлетворения законных требований кредиторов. На основании такого рассмотрения судебный орган должен будет вынести решение о том, какой именно инструмент удовлетворения легитимных прав и интересов кредиторов будет применен к компании, проявившей признаки несостоятельности, в конкретной ситуации.

Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” предусматривает несколько основных сценариев реализации процедуры банкротства в зависимости от указанных обстоятельств. Так, в их число входят:

Финансовое состояние должника

http://youtu.be/Gn7YEED722g

Во всех перечисленных случаях после выбора инструмента, который будет применен по отношению к должнику в конкретном случае, судебный орган должен осуществить назначение и утверждение арбитражного управляющего. Однако следует иметь в виду, что в зависимости от того, какой именно сценарий реализации процедуры банкротства выбран в конкретной ситуации, функции и полномочия такого специалиста будут различаться. В соответствии с этим действующее законодательство формирует специальную терминологию для обозначения указанного специалиста в каждом случае.

Конкурсное производство и роль конкурсного управляющего в рамках ее реализации

Закон о банкротстве

Так, если финансовая ситуация компании-должника признана неудовлетворительной и арбитражный суд счел, что в относительно краткосрочном периоде отсутствуют возможности для ее улучшения, в отношении компании, проявившей признаки несостоятельности, может быть избрана такая мера, как конкурсное производство, то есть продажа ее имущества. В этом случае специалист, отвечающий за подготовку и осуществление всех необходимых процедур в рамках конкурсного производства, будет называться конкурсным управляющим.

К конкурсным управляющим, которые отвечают за ведение процедуры банкротства, действующее законодательство предъявляет ряд серьезных требований, которым они должны соответствовать для подтверждения своей квалификации компетентного специалиста. При этом некоторые из этих требований являются специфическими именно для позиции конкурсного управляющего, а другие – общими для всех арбитражных управляющих, вовлеченных в реализацию процедур банкротства.

Требования к конкурсному управляющему: внесение в реестр

К числу таких общих требований относится внесение специалиста в особый реестр арбитражных управляющих.

Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” требует, чтобы ведение такого реестра конкурсных управляющих с внесением туда информации обо всех специалистах, являющихся ее членами, осуществляла каждая саморегулируемая организация арбитражных управляющих. При этом формирование, ведение и поддержание актуальности информации, содержащемся в таком реестре, как устанавливает действующее законодательство, является прямой обязанностью саморегулируемой организации. Такое условие в целях соблюдения положений Федерального закона № 315-ФЗ от 1 декабря 2007 года “О саморегулируемых организациях” зафиксировано в пункте 2 статьи 22 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)”.

Государственные реестр

В свою очередь, все действующие арбитражные управляющие, имеющие право осуществлять профессиональную деятельность на территории Российской Федерации, должны быть членами саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а значит, информация о них подлежит внесению в соответствующий реестр. Такое требование установлено пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)”. При утверждении конкурсного управляющего на должность арбитражный суд вправе проверить, состоит ли конкретный специалист членом какой-либо саморегулируемой организации.

Таким образом, для легитимного осуществления своей профессиональной деятельности, в том числе в качестве конкурсного управляющего, специалист в области арбитражного управления, обладающий всеми необходимыми профессиональными навыками, должен обратиться в подходящую ему саморегулируемую организацию с заявлением о вступлении в число ее членов. В свою очередь, получив такое заявление, органы управления некоммерческого партнерства должны будут рассмотреть его на предмет соответствия требованиям, действующим в организации, и, в случае соответствия характеристик специалиста этим критериям, принять решение о включении его в члены организации.

http://youtu.be/iR5dtw-PEHw

Порядок внесения информации о специалисте в области конкурсного управления в реестр арбитражных управляющих

Такое решение об утверждении конкурсного управляющего в качестве члена этой организации должно быть оформлено соответствующим протоколом. Еще одним важным следствием его принятия должно стать внесение информации о вновь принятом арбитражном управляющем в реестр ее членов. При этом правила ведения этого реестра требуют, чтобы необходимая запись была внесена в этот информационный ресурс не позднее, чем через 3 дня с момента оформления протокола о принятии.

http://youtu.be/zEl1xu6mTjE

Такой короткий срок установлен пунктом 9 статьи 20 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года “О несостоятельности (банкротстве)” с тем, чтобы обеспечить соблюдение прав и интересов специалиста, позволив ему в максимально короткие сроки на законных основаниях приступить к своей профессиональной деятельности, поскольку наличие информации о специалисте в реестре арбитражных управляющих является обязательным условием для его легитимного участия в судебном рассмотрении дела о банкротстве той или иной компании.

Top
×