Бесплатная консультация юриста по телефону:
  • 8 (495) 137-70-84 — Москва
  • 8 (812) 426-34-08 — Санкт-Петербург
  • 8 (343) 339-42-60 — Екатеринбург
  • 8 (800) 333-45-16 (доб. 968) — общий

Ликвидация юридического лица: основные этапы

Законодательная база процедуры ликвидации юридического лица

Порядок ликвидации юридического лица – процесс, к которому учредители должны подойти со всей ответственностью. При его осуществлении необходимо полностью руководствоваться положениями действующего законодательства, поскольку нарушение установленной последовательности действий или пропуск одного или нескольких из них может стать основанием для отказа в государственной регистрации факта прекращения работы ликвидируемого предприятия.

Банкротство юридических лиц

В этой ситуации некоторую часть уже произведенных действий придется повторить заново, а если в процедуре, предусмотренной действующим законодательством, допущены существенные нарушения, не исключено, что повторять их придется с самого начала.

Поэтому первое, что следует сделать учредителю или учредителям, задумавшимся о необходимости прекратить деятельность организованного ими предприятия, – изучить действующее законодательство.

Порядок ликвидации юридического лица достаточно подробно регламентирован статьями 62 и 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые описывают основные этапы и действия, подлежащие осуществлению учредителями такой компании. Однако следует принимать во внимание, что некоторые другие нормативно-правовые акты устанавливают дополнительные требования к процедуре прекращения деятельности учреждения, которые также необходимо соблюдать.

Юридическая аутсорсинговая фирмаОбратиться к изучению соответствующих разделов действующего законодательства необходимо до того, как предприняты первые реальные шаги и осуществлены первые этапы в направлении прекращения работы коммерческой компании. Дело в том, что некоторые его разделы требуют осуществления определенных действий в достаточно короткие сроки, например, не превышающие трех дней. Таким образом, если учредитель или учредители не подготовились к их осуществлению заблаговременно или вовсе не обладали информацией о необходимости их совершения, им достаточно легко пропустить установленный законодательством срок, что повлечет за собой все неблагоприятные последствия, связанные с его пропуском.

Издание приказа о прекращении деятельности организации

В рамках сложившейся практики принятие решения о прекращении работы компании должно подтверждаться изданием соответствующего приказа. Такой документ должен содержать информацию о самом факте остановки деятельности предприятия, порядке и сроке, в течение которого этот факт должен быть официально подтвержден органами государственной регистрации, и составе специального органа, на который будет возложен основной объем обязанностей, связанных с юридическим оформлением всех необходимых процедур, – ликвидационной комиссии. Как правило, в ее состав входят работники ликвидируемой компании, один из которых назначается ее председателем. В некоторых случаях эту роль может принять на себя непосредственно руководитель предприятия.

Прекращение деятельности официального юридического лицаПри этом в соответствии со статьей 62 указанного нормативно-правового акта после подписания такого документа необходимо проинформировать о принятом решении орган государственной регистрации, направив в его адрес уведомление. Необходимо учитывать, что такое уведомление должно быть составлено в соответствии с формой №Р15001, приведенной в приложении №8 к Приказу Федеральной налоговой службы Российской Федерации №ММВ-7-6/25@ от 25 января 2012 года “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств”.

Уведомление государственных фондов о ликвидации юридического лица

Затем основная часть полномочий по осуществлению мероприятий, связанных с прекращением деятельности компании, переходит к ликвидационной комиссии. Вступив в свои права, комиссия должна начать работу по информированию всех контрагентов компании о предстоящей ликвидации. В первую очередь следует сообщить об этом факте государственным органам, которые будут заинтересованы в получении таких сведений. В частности, речь идет о территориальном органе Федеральной налоговой службы, которому подведомственна территория, где находится данная организация. Кроме того, сообщить о факте прекращения ею своей работы необходимо будет также государственным фондам – Фонду социального страхования Российской Федерации, Пенсионному фонду Российской Федерации и Фонду обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Реорганизация предприятияВ процессе подготовки уведомлений, направляемых в адрес этих фондов, необходимо иметь в виду, что в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 28 Федерального закона №212-ФЗ от 24 июля 2009 года “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” в случае принятия решения об остановке работы юридического лица, являющегося плательщиком взносов в указанные фонды, эту информацию необходимо предоставить в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Порядок уведомления кредиторов

После направления уведомлений необходимо принять меры в отношении других контрагентов, которых может затронуть прекращение работы юридического лица. В частности, такие сведения будут интересны тем контрагентам, перед которыми у организации имеется непогашенная задолженность, например, поставщикам, которые уже отгрузили ей товар или предоставили услугу, но пока не получили оплаты за нее, покупателям, которые оплатили поставку товаров, но не получили оплаченных вещей, или банковским учреждениям, предоставившим такой организации кредитные средства.

Таким образом, целью информирования кредиторов о предстоящем прекращении работы этой компании является доведение до них сведений о необходимости предъявления имеющихся финансовых претензий. Первым шагом в этом направлении должна стать организация публикации информационного объявления в органах печати. Такое сообщение должно содержать все сведения, которые позволят кредиторам идентифицировать организацию, о которой идет речь: ее сокращенное и полное наименования, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), адрес места нахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и другие существенные сведения.

Уведомление кредиторовВ содержание такого информационного сообщения необходимо включить сведения о порядке предъявления финансовых претензий кредиторами, адресе, по которому они могут обращаться со своими требованиями, и сроке, в течение которого их будут принимать. Этот срок в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется на основании решения учредителя или учредителей компании. Однако этот же раздел указанного нормативно-правового акта устанавливает, что определенный ими срок не должен составлять менее двух месяцев со дня публикации информационного сообщения.

При организации этой публикации следует иметь в виду, что для целей информирования кредиторов о факте прекращения компанией своей работы в соответствии с законодательством должны быть использованы специализированные органы печати. Так, согласно Приказу Федеральной налоговой службы Российской Федерации №САЭ-3-09/355@ от 16 июня 2006 года “Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации”, в качестве такого средства массовой информации следует использовать журнал “Вестник государственной регистрации”. Таким образом, публикация объявления в других средствах массовой информации не будет признана достаточной в качестве способа исполнения требований действующего законодательства.

Банкротство юридического лицаКроме того, членам ликвидационной комиссии необходимо тщательно изучить имеющуюся финансовую документацию прекращающего свою деятельность предприятия на предмет наличия непогашенных задолженностей перед кредиторами. Если такая информация будет обнаружена, этим кредиторам необходимо направить письменное уведомление, содержащее те же сведения, что и информационное сообщение, опубликованное в журнале “Вестник государственной регистрации”, – данные, позволяющие идентифицировать компанию, сведения о порядке предъявления финансовых претензий и сроке их предъявления.

Формирование предварительного и окончательного ликвидационного балансов

В течение срока, отведенного кредиторам для предъявления требований по погашению имеющихся у компании финансовых обязательств, члены ликвидационной комиссии должны осуществлять их прием и учет. В течение этого временного периода ими должна быть осуществлена работа по подготовке предварительного ликвидационного баланса, в котором будут отражены все активы юридического лица, имеющиеся у него на момент принятия решения об остановке деятельности. Подготовленный предварительный ликвидационный баланс следует представить на подпись учредителю или учредителям юридического лица, а при необходимости – территориальному органу Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

http://1bankrot.ru/www.youtube.com/watch?v=iiD_nk-Gmnc

После окончания срока принятия финансовых претензий от кредиторов в предварительный ликвидационный баланс вносятся сведения о предъявленных требованиях. На основании сведенного документа осуществляются все расчеты с контрагентами, перед которыми имеются непогашенные задолженности, в пределах объема активов юридического лица, которые имеются у него на момент принятия решения о ликвидации. После этого нужно будет составить новый, окончательный ликвидационный баланс, отражающий состояние активов юридического лица после окончания всех расчетов. Он также должен быть подписан учредителем или учредителями компании.

Формирование пакета документов, предоставляемых в орган государственной регистрации

Ликвидация компанийЭтот документ должен стать частью пакета документов, который должен быть предоставлен в орган государственной регистрации для окончательного оформления факта прекращения деятельности юридического лица. Помимо этого баланса в него следует включить заявление о ликвидации юридического лица и квитанцию об оплате государственной пошлины за регистрацию факта остановки работы компании, поскольку данная услуга является платной.

http://1bankrot.ru/www.youtube.com/watch?v=VpFzvzHrzUM

Размер этой пошлины определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанный раздел этого нормативно-правового акта предполагает, что величина государственной пошлины, подлежащей уплате за регистрацию факта ликвидации юридического лица, составляет 20% от величины пошлины, уплаченной при осуществлении процедуры его государственной регистрации. В частности, подпункт 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации определяет, что государственная регистрация юридического лица облагается обязательством по уплате пошлины в размере 4 тысяч рублей. Таким образом, величина суммы, подлежащей уплате при обращении в орган государственной регистрации для юридического оформления прекращения работы организации, составляет 800 рублей.

http://1bankrot.ru/www.youtube.com/watch?v=V7teS1yV2UA

После того как регистрирующим органом получены все необходимые документы, он осуществляет их рассмотрение и в положенный законом срок принимает решение о ликвидации компании. Такое решение подтверждается внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации именно с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации коммерческой компании юридическое лицо считается официально прекратившим свою деятельность.

Top