Бесплатная консультация юриста по телефону:
  • 8 (495) 137-70-84 — Москва
  • 8 (812) 426-34-08 — Санкт-Петербург
  • 8 (343) 339-42-60 — Екатеринбург
  • 8 (800) 333-45-16 (доб. 968) — общий

Порядок закрытия общества с ограниченной ответственностью

Основания прекращения деятельности юридическим лицом

Процедура ликвидации юридического лица — процесс, по степени своей сложности сопоставимый с процессом его организации и регистрации: в обоих этих случаях от учредителя или учредителей потребуется произвести все действия и оформить все документы, необходимые для регистрации. При этом и при создании, и при прекращении деятельности организации окончанием процедуры, с точки зрения действующего законодательства, является внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), осуществляемый уполномоченным на то органом государственной регистрации.

Разорение фирмы

Шаги, которые необходимо предпринять учредителю или учредителям и другим лицам, задействованным в процессе закрытия предприятия, достаточно подробно прописаны в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Дополнительные требования к этой процедуре установлены Федеральным законом № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Так, в частности, эти нормативно-правовые акты устанавливают, что основанием для прекращения работы предприятия могут стать соответствующее решение суда, решение его создателей или неспособность компании исполнить свои финансовые обязательства, то есть банкротство. При этом конкретные действия и процедуры, подлежащие осуществлению при закрытии предприятия, могут несколько различаться в зависимости от того, какова организационно-правовая форма компании, прекращающей свою деятельность.

Действия учредителей, ликвидирующих общество с ограниченной ответственностью

Так, первым шагом в направлении закрытия общества с ограниченной ответственностью (ООО) должно стать соответствующее решение учредителя или учредителей, оформленное приказом.

Письменное уведомление

Кроме того, непосредственно после принятия такого решения, в соответствии с требованиями статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, учредитель или учредители организации обязаны направить письменное уведомление о начале процедуры закрытия в адрес органа государственной регистрации. Он, в свою очередь, при получении такого уведомления должен внести необходимые изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), зафиксировав, что данная компания находится в процессе остановки своей деятельности.

Приказ о закрытии учреждения, подписанный учредителем или учредителями, помимо констатации факта начала процедуры прекращения его работы, должен содержать другие сведения о сложившейся ситуации. В частности, в этом документе необходимо указать срок, в течение которого должны быть осуществлены все необходимые для этого действия, и порядок их осуществления. Кроме того, этот приказ также должен сформировать ликвидационную комиссию, на которую, в соответствии с пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, будет возложен основной объем обязанностей, связанных с тем, что осуществляется закрытие общества. Как правило, в состав этой комиссии входят сотрудники ликвидируемой фирмы, один из которых назначается ее председателем.

Действия ликвидационной комиссии в рамках процедуры прекращения деятельности ООО

Ликвидационная комиссия

С этого момента основной объем обязанностей подлежит осуществлению этими сотрудниками. Так, в начале своей работы они должны организовать публикацию о прекращении работы предприятия в средствах массовой информации, предусмотренных действующим законодательством. В частности, Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации № САЭ-3-09/355@ от 16 июня 2006 года «Об обеспечении публикации и издании сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» предусматривает, что информация о закрытии общества с ограниченной ответственностью подлежит публикации в журнале «Вестник государственной регистрации».

Информационный блок, публикуемый в этом издании, наряду с этой информацией, должен содержать сведения о порядке предъявления финансовых претензий к фирме и сроке их предъявления. При этом порядок, определяемый в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливает, что такой срок определяется самостоятельно учредителем или учредителями компании, но не может составлять менее двух месяцев.

Претензии кредиторов

Такая публикация, содержащая всю необходимую информацию о ликвидируемой компании, в том числе идентифицирующие ее цифровые коды, например, КБК и другие коды, имеет своей целью информирование кредиторов предприятия о том, что в указанный срок им следует предъявить имеющиеся финансовые претензии, поскольку в дальнейшем их удовлетворение станет невозможно. Однако закон предписывает ликвидационной комиссии также предпринять другие возможные шаги для информирования кредиторов, сведения о которых у нее имеются. Так, в рамках сложившейся российской практики такое информирование осуществляется письменно, посредством почтовой связи.

Одновременно с этими действиями члены комиссии осуществляют работы по подготовке ликвидационного баланса, в который вносятся сведения об имеющихся активах организации и предъявленных кредиторами претензий. Этот документ подлежит утверждению учредителем или учредителями организации, которые тем самым подтверждают, что ознакомились с балансом и согласны с зафиксированными в нем сведениями. После окончания срока, отведенного контрагентам для подачи своих заявлений, члены комиссии сопоставляют активную и пассивную части баланса и осуществляют необходимые расчеты с кредиторами.

После завершения этой стадии работ по ликвидации предприятия необходимо составить новый ликвидационный баланс, который будет отражать финансовое состояние фирмы в результате завершения всех расчетов. Как и предварительный документ, он подлежит утверждению учредителем или учредителями общества. Если выяснится, что после их окончания в распоряжении предприятия остались какие-либо вещи, ценности или имущество, они могут быть распределены между учредителями согласно достигнутым между собой договоренностям. Окончательный баланс, в соответствии со сложившейся практикой, подлежит утверждению в органе Федеральной налоговой инспекции, соответствующем территориальной принадлежности предприятия.

Формирование пакета документов, предоставляемых в орган государственной регистрации

Предоставление документов

Порядок ликвидации ООО предусматривает, что затем баланс с отметкой налоговой организации должен стать частью пакета документов, формируемого для подачи в органы государственной регистрации для завершения процесса ликвидации. Дело в том, что, в соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, эта процедура может считаться завершенной не ранее внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Для этого необходимо собрать документы, подтверждающие осуществление ею всех необходимых для этого действий, чтобы получить этот код.

Состав этого пакета определяется Федеральным законом № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В частности, помимо утвержденного ликвидационного баланса, в него должно войти заявление о проведении государственной регистрации факта прекращения организацией своей деятельности, подписанное учредителем или всеми учредителями компании, в котором указаны все реквизиты и коды фирмы. Кроме того, потребуется также приложить документы, подтверждающие уведомление об этом факте органа Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с территориальной принадлежностью организации.

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, процедура государственной регистрации является платной услугой, а потому к пакету документов, сопровождающих заявление, необходимо приложить квитанцию об уплате государственной пошлины. Ее размер установлен статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации и составляет 800 рублей. После подачи всех необходимых документов орган государственной регистрации осуществляет их проверку и в установленный законом срок вносит изменения в код ЕГРЮЛ, после чего процедура ликвидации считается завершенной.

Top