Бесплатная консультация юриста по телефону:
  • 8 (495) 137-70-84 — Москва
  • 8 (812) 426-34-08 — Санкт-Петербург
  • 8 (343) 339-42-60 — Екатеринбург
  • 8 (800) 333-45-16 (доб. 968) — общий

Как правильно списать основные средства

Списывание основных средств

В том случае когда на предприятии или в организации необходимо произвести оформление полного или частичного списания основных средств, оформляется акт ликвидации основных средств. Для составления такого акта используется форма № ОС-4. При этом необходимо учитывать, что для списания автотранспорта предусмотрена другая форма, поэтому списание их по указанной форме приведет к никчемности такого документа.

Защита прав

Необходимо понимать, что акт ликвидации основного средства, или акт на списание их, имеет несколько значений и служит не только для бухгалтерского учета, но и используется в качестве регистра налогового учета. Составление такого акта производится в двух экземплярах. В данном акте учитывается также и имущество, которое было затрачено на списание.

Образец документа отображает стоимость тех материальных ценностей, которые поступают, например, при демонтаже и сносе сооружений, зданий, конструкций, оборудования. Для этого в указанном акте заносятся соответствующие данные в раздел «Справка о затратах, связанные со списанием основных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания».

Управление задолженностью

Но прежде чем списать основное средство, необходимо провести специальную процедуру. При этом такая процедура, а также сам процесс составления акта требуют создания соответствующей комиссии, касательно чего издается соответствующий приказ. Эта комиссия назначается из специальных должностных лиц самого предприятия или организации, у которых такое имущество состоит на балансе. Кроме того, в такую комиссию могут быть приглашены должностные лица, представители различных инспекций, которые в соответствии с действующим законодательством выполняют функции как регистрации, так и надзора за определенными видами имущества.

Перед тем как назначать комиссию для списания имущества предприятия или организации, решение об этом отдается в приказе о ликвидации основных средств. В приказе указывается причина, по которой принято решения на ликвидацию, и перечень ликвидируемого имущества. В приказе назначается ответственный за весь процесс ликвидации. Кроме того, этот приказ может быть содержать перечень действий, которые нужно провести при списании имущества.

Точно также подписывается приказ о назначении комиссии для ликвидации основных средств. Этим документом закрепляются должностные лица предприятия, которые входят в комиссию, порядок их действий при проведении списания имущества.

Полномочия и действия комиссии

Конституция Рф

Определив, какое именно имущество подлежит списанию, комиссия производит его тщательный осмотр. Цель такого осмотра заключается в определении возможности и целесообразности дальнейшего его использования. Кроме того, комиссия определяет, есть ли возможность его восстановления. По результатам осмотра комиссия может прийти к выводу, что часть имущества вполне может быть восстановлена и использована на данном предприятии или организации.

В этом случае списание такого имущества произведено не будет. Но вместе с возможностью восстановления учитывается и тот фактор, насколько такое восстановление будет эффективным. Что это значит? Допустим, если восстановление какого-либо оборудования потребует больше или равнозначные затраты, которые бы пришлось задействовать при покупке нового аналогичного оборудования, при значительно большей эффективности последнего, то восстановление может быть признано неэффективным. Часто именно к таким выводам приходит комиссия, когда возникает вопрос о списании оргтехники. Приобретение нового оборудования является более эффективным решением, чем попытка реанимировать устаревшее оборудование.

Оформление документов

При осмотре основного средства для их ликвидации, комиссия обязана установить и причины, которые требуют списания такого имущества. При этом установленные причины могут послужить основанием для других действий. К примеру, если списание имущества потребовалось вследствие его неработоспособного состояния в результате нарушений условий эксплуатации, то это повлечет за собой необходимость проведения служебного расследования со всеми возможными из этого факта последствиями. Вполне может оказаться, что стоимость этого оборудования будет компенсирована личными средствами материально-ответственного лица. Другими причинами, которые могут служить причиной списания имущества, могут быть аварии, стихийные бедствия, моральный и физический износ.

При ликвидации какого-либо оборудования могут оказаться пригодными для использования ряд его частей, механизмов, деталей или материалов. Задача комиссии заключается в установлении такой возможности. К примеру, при демонтаже каких-либо конструкций.

Паспорт РФ

Комиссия может прийти к выводу о целесообразности использования некоторых запчастей, деталей от списанного оборудования. При этом члены комиссии обязаны указать текущую рыночную стоимость этих материалов и деталей.

В результате демонтажа ликвидированных конструкций или оборудования, в его состав могут входить цветные или драгоценные металлы. В обязанность комиссии входит проведение контроля за их изъятием при демонтаже, установление их веса и количества. Кроме того, комиссия обязана проконтролировать сдачу таких металлов на склад на ответственное хранение.

Требования к составлению акта

Оформление договора

По результатам проведенных мероприятий комиссия составляет акт ликвидации основных средств. Составленный акт оформляется в двух экземплярах и подписывается руководителем предприятия или организации, на которой производиться такое списание.

В самом акте необходимо указать данные, которые бы максимально раскрывали информацию о ликвидируемом имуществе. В этот документ вносятся данные о дате, когда ликвидируемое средство было принято к бухгалтерскому учету, год его изготовления, если это, например, оборудование, или год его постройки, если это сооружение. В акте необходимо отметить время, когда это средство было введено в эксплуатацию, и срок его полезного использования.

В бланк акта вносятся и данные о первоначальной стоимости ликвидируемого имущества, сумма начисленной амортизации. Указываются все проведенные ремонты и переоценки, причины ликвидации и обоснования этих причин. Отмечается, в каком состоянии находятся конструктивные элементы, детали, основные части и узлы ликвидируемого имущества.

Провильное оформление документов

Оформленный на основании приказа руководителя акт ликвидации или списания основных средств, после того как он передан в бухгалтерскую службу предприятия или организации, является основанием для того, чтобы сделать отметку в инвентарной карточке о том, что соответствующее имущество выбыло. Указанная инвентарная карточка на выбывшее имущество требует сохранения на предприятии в течении 5-ти лет. Это минимальный срок, который законодатель установил для хранения подобных карточек. Но руководитель предприятия или организации может установить другие сроки, которые предусматривает такое хранение на более длительный срок. При этом такое решение принимается на основе существующих правил в такой организации.

Немаловажный момент, когда заполняется бланк такого акта, он утверждается руководителем организации или предприятия. Поскольку он инициирует комиссию, издавая соответствующий приказ, назначает эту комиссию в приказе, то он обязан утвердить или не утвердить результаты работы комиссии. В случае отсутствия руководителя вместо него утверждает акт его заместитель. После такого утверждения один экземпляр акта передается в бухгалтерию, другой экземпляр акта остается на хранении у материально-ответственного лица, которое отвечало за списанное имущество. Перед тем как акт утверждается руководителем, он должен быть подписан всеми членами комиссии.

Виды актов ликвидации основных средств

Взыскание задолженности

Как указывалось в самом начале, для полного или частичного списания основных средств, если речь идет не о ликвидации транспорта, составляется акт по форме №ОС-4.

Для ликвидации или списания автотранспорта, который находится на балансе у организации или предприятия, оформляется акт о списании автотранспорта. Такой акт предусмотренный формой №ОС-4а.

При списании транспорта необходимо учитывать, что кроме акта ликвидации, вместе с ним в бухгалтерию необходимо подать подтверждающий документ, что списанное транспортное средство снято учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Законодатель предусмотрел и оформление акта о списании имущества по форме №ОС-4б. Применяется такая форма для списания групп объектов основных средств, за исключением автотранспорта.

Следует отметить, что указанный акт после его составления, подписания и утверждения указанными способами, является основанием для того, чтобы сдать списанное имущество на склад или для реализации тех материальных средств, ценностей и металлолома, которые возникли в результате списания.

Как списать недоамортизированные основные средства?

Легализация документа

На любом предприятии может возникнуть необходимость списания того основного средства, которое недоамортизированно. При этом, когда проводится расчет прибыль, которая облагается налогом, учитывается остаточная стоимость такого списанного имущества. И в этом случае для налогообложения будет служить основанием тот самый акт ликвидации основных средств, который находится в бухгалтерии для бухгалтерского учета.

При этом выводимое из эксплуатации основное средство будет учитываться в качестве внереализационных расходов. Делается это с целью налогообложения полученной прибыли на предприятии или организации. С учетом того что списанное средство не исчерпало срок полезного использования, суммы недоначислений в связи с этим учитываются здесь же.

Кроме того, как для бухгалтерского учета, так и для налогового учета имеется возможность ликвидировать основное средство, когда срок его использования не окончен, но отмечен его либо физический, либо моральный износ. В результате такой ликвидации могут возникнуть как доходы, так и расходы, которые заносятся на счет прибылей или убытков соответственно. Их необходимо отразить в бухгалтерском учете, отображая их в том периоде, в котором они возникли.

Необоснованные требования налоговой службы

Нередко встречаются случаи, когда основное средство списывается до истечения срока его эксплуатации, и представители налоговой службы требуют, чтобы суммы входного налога на добавочную стоимость, предъявленные ранее к вычитанию, были восстановлены. Касается это требование той остаточной стоимости списанного имущества.

Однако такое требование не отвечает действующему законодательству. При ликвидации основных средств до окончания срока их эксплуатации по указанным причинам организация не обязана уплачивать в бюджет указанную сумму. Судебной практикой такой вывод полностью подтвержден.

Свежие комментарии
    Top