Бесплатная консультация юриста по телефону:
  • 8 (495) 137-70-84 — Москва
  • 8 (812) 426-34-08 — Санкт-Петербург
  • 8 (343) 339-42-60 — Екатеринбург
  • 8 (800) 333-45-16 (доб. 968) — общий

Эффективные методы управления дебиторской задолженностью

Эффективные методы управления дебиторской задолженностью позволяют планировать перспективы развития предприятия на рынке. Своевременный контроль состояния дебиторской задолженности – основная задача финансовых менеджеров. Каждая компания разрабатывает свой регламент работы с дебиторской задолженностью. Самая трудная задача, чтобы все сотрудники предприятия четко выполняли установленные правила.

Оформление дебиторской задолженности

Своевременный контроль и погашение задолженности поддерживает оборотность средств компании, укрепляет финансовую устойчивость. Ключевая проблема – ликвидность, качество дебиторской задолженности, способности преобразования актива в денежные средства. Управление включает в себя: планирование, организацию, мотивацию, стимулирование, контроль. Мероприятия по управлению активами и маркетинговая политика направлены на: увеличение объема продаж, оптимизацию размеров задолженности, соблюдение сроков возврата денежных средств.

Размер дебиторской задолженности не должен превышать размер кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и банковскими обязательствам по займам.

Принципы борьбы по своевременному возврату долгов включают в себя:

  • анализ платежеспособности клиента;
  • определение сроков, лимитов отсрочки платежей;
  • своевременный мониторинг задолженности.

Способы управления включают: разработку политики по отсрочке платежей для определенных групп контрагентов и товарных сегментов; классификацию покупателей по категориям от объема продаж и платежной истории; анализ расчетов с дебиторами по отсрочке и просроченным платежам; разработку методов по возврату долгов, уменьшение невозвратных задолженностей; составление плана поступлений денежных средств.

Организация управления дебиторской задолженностью

ДолгиСистема управления предусматривает два основных раздела, определяет, как работать с дебиторской задолженностью. Формирует кредитную политику и мероприятия, направленные на устранение рисков. Кредитная политика определяет допустимый объем задолженности по предприятию и по каждому контрагенту.

Цели кредитной политики:

  • расчет и установка кредитных лимитов;
  • контроль и отслеживание дебиторской задолженности;
  • управление и обработка данных о контрагенте;
  • анализ платежеспособности покупателя;
  • проверка платежных условий;
  • анализ задолженности – оборачиваемость, сроки, период;
  • контроль и анализ договорных отношений.

Рассчитываются кредитные лимиты, позволяющие удерживать уровень продаж, свою долю на рынке. При расчете кредитного лимита покупателя учитываются:

  • среднемесячный объем продаж;
  • процент роста продаж;
  • процент отсрочки;
  • количество поставок за месяц.

Лимиты должны пересматриваться минимум 1 раз в квартал или по мере необходимости.

Контрагенты имеют разные возможности по объемам закупки товара и могут претендовать на различные условия отсрочки платежей. Определяется кредитный рейтинг для каждого покупателя. Учитывают такие характеристики, как платежная дисциплина, объем продаж, наценка. Рейтинг позволяет разработать приемлемые условия работы с каждым должником, максимально допустимую отсрочку и максимальную сумму отгрузки.

Система скидок и штрафов

Просроченная задолженностьНа качество дебиторской задолженности оказывает положительное влияние система скидок и штрафов. При заключении договора с покупателем необходимо предусмотреть пени и штрафы за нарушение сроков оплаты. Это позволяет снизить риск возникновения просроченной задолженности. Разрабатывается система предоставляемых скидок покупателю в зависимости от сроков погашения долга за поставленные товар, услуги.

При предоплате клиент получает максимальную скидку, при отсрочке оплаты более 7 дней скидка не предоставляется. Все сотрудники компании должны быть заинтересованы на поддержание задолженности на оптимальном уровне. Утверждается система мотивации менеджеров всех уровней, которая предусматривает не только систему премирования, но и систему штрафов за увеличение просроченных долгов.

Премирование уравновешивается удержаниями за нарушение регламента и процедуры контроля. Сотрудники отдела продаж обязаны своевременно принять меры и устранить риски возникновения просрочки. В борьбе с дебиторской задолженностью можно использовать такие способы по устранению долга: уведомить клиента о сроках уплаты, сверить сумму платежа, направить письменное уведомление, прекратить следующие поставки.

Качество, ликвидность, риски

Финансовое состояние компании зависит от качества и состояния активов. Дебиторская задолженность – это актив, который оказывает влияние на оборачиваемость. Не всегда увеличение задолженности плохо, так как надо правильно оценить качество дебиторской задолженности и состав.

Главное – правильно выделить текущую и просроченную задолженность. Просроченная создает риск невозврата и уменьшает прибыль.

В результате борьбы с долгами главной целью становится вернуть денежные средства в оборот предприятия. Проводится работа по усовершенствованию взаиморасчетов, в сжатые сроки оформляются все расчетные документы, применяется вексельная форма расчета. Формируется пакет документов, направленных на погашение долга. Контрагенту направляют письменное уведомление о просрочке, устанавливается контакт с ответственными лицами, составляется предарбитражная претензия с начислением пени, штрафов. Налаживается ежедневный контакт с ответственными лицами, принятие мер по урегулированию проблемы до суда.

Дебиторская и кредиторская задолженность отражают финансовое состояние предприятия. Основательное превышение дебиторской над кредиторской создает опасность финансовой стабильности и требует привлечение дополнительных оборотных средств.

Свежие комментарии
    Top