Бесплатная консультация юриста по телефону:
  • 8 (495) 137-70-84 — Москва
  • 8 (812) 426-34-08 — Санкт-Петербург
  • 8 (343) 339-42-60 — Екатеринбург
  • 8 (800) 333-45-16 (доб. 968) — общий

Дебиторская задолженность – это сумма долгов от контрагентов

Любое предприятие, производящее товарно-материальные ценности (ТМЦ), работы, оказывающее услуги, постоянно ведет расчеты с фирмами-покупателями за переданную им продукцию. В нестабильных условиях рынка по различным причинам оплата счетов со стороны последних может полностью или частично откладываться, что приводит к образованию дебиторской задолженности. Часть такой задолженности в процессе экономической деятельности неизбежна, но она должна сохраняться в пределах допустимых значений.

Виды дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность – это совокупность долгов, причитающихся хозяйствующему субъекту от граждан или юрлиц в результате экономических взаимоотношений с ними. Чтобы управлять задолженностью дебиторов, нужно знать ее определение, виды, причины возникновения и т.п.

Для обеспечения финансовой устойчивости фирмы важно, чтобы размер дебиторской задолженности покупателей перекрывал сумму кредиторской задолженности самой организации.

По сути это имущественные требования фирмы к своим должникам. Обычно они образуются при передаче продукции контрагентам в кредит по условиям договора, вследствие невыполнения ими денежных обязательств, а также излишней уплаты сумм в бюджет и т.п.

Классификация долгов дебиторов по источнику возникновения

Текущая дебиторская задолженность может быть классифицирована по нескольким признакам. В частности, по источнику своего возникновения она подразделяется (и соответствующим образом показывается в активе бухгалтерского баланса) на следующие виды задолженности:

  • покупателей и заказчиков;
  • по векселям полученным;
  • по авансам выданным;
  • дочерних и зависимых обществ;
  • участников (учредителей) по осуществлению взносов в уставный капитал;
  • прочих дебиторов.

Долги контрагентов

Как предписывает действующая в РФ инструкция по бухучету, суммы дебиторской задолженности покупателей и заказчиков начисляются в общепринятый момент реализации ТМЦ, работ, услуг и предъявления расчетных документов в объеме их договорной или сметной стоимости. Если контрагент предварительно перечислил аванс, то по факту реализации его задолженность начисляется в общем порядке, но одновременно уменьшается на сумму предоплаты.

Долги контрагентовЕсли текущая дебиторская задолженность не погашается после получения покупателем счета и наступления согласованного срока платежа (либо в срок от 30 до 45 дней, который считается разумным для погашения дебиторской задолженности покупателя), то она переводится в категорию просроченной. При этом за контрагентом закрепляется отрицательная деловая репутация. В связи с этим аналитический учет целесообразно вести по каждому должнику с фиксацией сроков погашения.

Договор поставки может содержать условие, что право собственности на ТМЦ переходит к покупателю лишь после перевода средств на расчетный счет организации. В таком случае моментом реализации считается момент выполнения контрагентом своих обязательств по оплате ценностей, поэтому текущая дебиторская задолженность за ним не начисляется. При этом в случае неоплаты товара в срок, предусмотренный контрактом, продавец может предъявить покупателю требование возвратить товар.

Суммы дебиторской задолженности покупателей (заказчиков) начисляются и в других случаях:

  • при осуществлении плановых платежей;
  • при сообщении об излишках, выявленных контрагентами в ходе приемки отгруженных ТМЦ.

Долговые обязательства по векселям полученным, предоплате и авансам выданным

Образованию дебиторской задолженности по полученным векселям способствуют расчеты с контрагентами, от которых в качестве средства платежа фирма принимает векселя. Ее учет ведется на субсчете 62-3, а если вексель принят по нетоварным операциям, то на сч. 76. Аналитический учет по указанным счетам обеспечивает информацией о долгах по следующим группам векселей:

Долговые обязательства по векселям

  • полученным, но с еще не наступившим сроком оплаты;
  • дисконтированным (учтенным) в банковских учреждениях;
  • не оплаченным в срок.

В бухучете хозяйствующего субъекта суммы перечисленной им предоплаты учитываются в составе задолженности за дебиторами-поставщиками и подрядчиками и до прибытия ценностей на предприятие считаются материалами в пути. Дебиторскую задолженность по предоплате бухгалтер закрывает при приемке соответствующих ТМЦ и работ, получении услуг.

При авансовых платежах существует такое отличие от предоплаты: расчетные документы не оформляются, в бухучете фирмы-покупателя сумма выданных авансов и оплаты продукции по частичной готовности входит в состав дебиторской задолженности по выданным авансам. При передаче ценностей поставщик вручает покупателю расчетные документы на полную их стоимость. По этому факту в бухучете покупателя фиксируется кредиторская задолженность перед данным поставщиком в сумме, указанной в счете. Одновременно бухгалтер производит зачет выданных авансов, то есть погашает дебиторскую задолженность по выданным авансам и на аналогичную сумму уменьшает долг перед поставщиком.

Долги дочерних обществ и учредителей

Доарбитражный этап взыскания дебиторской задолженностиГоловное предприятие и его дочерние (зависимые) общества могут начислять дебиторскую задолженность по взаимным расчетам, получению прибыли от взаимных операций, за исключением передачи ТМЦ в порядке финансовой помощи, то есть безвозмездно. Головной субъект может делать это и по причитающимся от «дочек» дивидендам.

Уставной капитал (УК) ОАО, ЗАО, ООО и прочих организаций на момент их регистрации подлежит оплате участниками не менее чем на 50%. Оставшаяся часть УК должна быть оплачена участниками общества в течение первого года хозяйственной деятельности. Вклады учредителей в УК могут производиться деньгами, материальными ценностями, ценными бумагами, имущественными и иными правами, которые могут получить денежную оценку. При образовании общества за его участниками (учредителями) начисляется задолженность по вкладам в УК, обязательная к погашению в течение года. Состояние подобных расчетов обобщается на сч. 75.

Долги прочих дебиторов

К образованию дебиторской задолженности, закрепляемой предприятием за прочими дебиторами, приводят долговые обязательства со стороны:

 

  • налоговых, финансовых и иных органов по переплате налогов, сборов, прочих платежей в бюджет (учитываются на сч. 68);
  • собственных работников по предоставленным им займам (ссудам) из средств предприятия или за счет банковских кредитов, по возмещению причиненного фирме сотрудником материального ущерба (вследствие недостачи, порчи ценностей) и прочим операциям (сч. 73);
  • подотчетных лиц, получающих в виде аванса деньги на хозяйственно-операционные расходы, служебные командировки, расходы геологоразведочных партий, экспедиций и пр. (сч. 71);
  • поставщиков, подрядчиков и других контрагентов по предъявленным им претензиям, например, в случаях выявления нарушений договорных условий уже после оплаты (акцепта) расчетных документов поставщиков, если покупатель настаивает на полном или частичном возврате уплаченных сумм (сч. 63);
  • муниципальных и госорганов (сч. 77);
  • разных дебиторов по нетоварным операциям, как пример – долг по причитающейся предприятию арендной плате за переданные им в аренду основные средства (сч. 76).

Другие классификации долговых обязательств дебиторов

По порядку возникновения дебиторская задолженность бывает нормальной и неоправданной. Нормальной считается такая задолженность, которая возникает в рамках существующей кредитной политики хозяйствующего субъекта, принятых им стандартов оценки кредитоспособности контрагентов и в рамках лимитов кредитования последних. Неоправданная задолженность образуется в результате нарушения существующих на предприятии регламентов и норм предоставления покупателям отсрочки платежа, нарушения порядка отпуска ТМЦ и т. п.

Дебиторская задолженность в бухгалтерском балансеПо критерию просроченности задолженность дебиторов подразделяется на плановую, сроки погашения которой еще не наступили, и просроченную, платежи по которой не были произведены в оговоренный контрактом срок. По длительности просрочки выделяются различные группы долговых обязательств дебиторов:

  1. Задолженность с просрочкой оплаты до 45 дней.
  2. От 45 до 90 дней, и т. д.

По критерию реальности взыскания специалисты выделяют 3 группы дебиторской задолженности:

  1. Реальная к взысканию.
  2. Проблемная (сомнительная).
  3. Безнадежная.

Необходимость анализа долговых обязательств

Дебиторская задолженность в зависимости от выполняемых ею функций может рассматриваться организациями в качестве:

  1. Средства погашения собственной задолженности перед кредиторами.
  2. Части проданной покупателям, но пока не оплаченной ими продукции.
  3. Одного из элементов оборотных активов, который может финансироваться за счет собственных или заемных средств.

Последствия дебиторской задолженности.Задолженность дебиторов, называемая еще счетами дебиторов, напрямую влияет на ситуацию с наличностью и платежами организации. Поскольку чистая задолженность дебиторов представляет собой величину отвлеченных из оборота средств, финансовым службам предприятия приходится анализировать ее оборачиваемость, сроки погашения, принимать меры по взысканию, проводя работу с должниками и пр.

Так, оборачиваемость дебиторской задолженности представляет собой отношение объемов выручки, полученной от реализации продукции, к средней сумме счетов, выставленных к оплате этой продукции, за минусом резервов под сомнительные позиции. Она показывает, сколько раз счета к получению переходили в денежные средства или какой объем выручки получен с 1 руб. задолженности. Высокое значение оборачиваемости значит, что между отгрузкой продукции и моментом ее оплаты потребителями проходит мало времени, следовательно, организация отличается высокими показателями ликвидности и платежеспособности.

Для расчета коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности формула следующая:

DSO = (ДЗср × 365) / ВР, где:

DSO – коэффициент оборачиваемости в днях,

ДЗср – средняя дебиторская задолженность покупателя в рублях,

ВР – выручка от реализации или продажи в кредит в рублях.

Этим коэффициентом характеризуется средний период времени, за которое денежные средства от покупателей поступают на счета продавца в банке. Чем меньше его значение, тем в более комфортных условиях функционирует фирма. Таким образом, управляя указанными показателями, она может ощутимо улучшить свое финансовое положение.

 

Свежие комментарии
    Top